Exoret_Exordas | Дата: Воскресенье, 18.Ноября.2012, 22:50 | Сообщение # 1 |
Группа: Удаленные
| Васаны и их разновидности Васана – это склонность или привычка, некая совокупность впечатлений, лежащих в глубоком подсознании, и определяющая склонности и судьбу человека. Ведические знания утверждают, что для достижения освобождения необходимо избавиться от всех васан. В этой статье мы вкратце рассмотрим суть и разновидности такого явления, как васана.
В чем пагубность васан?
Во-первых, ведические знания утверждают, что любая васана предопределяет характер и карму человека, тем самым лишая его осознанности и свободы. Во-вторых, васаны становятся очень значимыми в момент отделения тонкого тела от грубого, то есть, в момент смерти. Ведь именно они заставляют человека попадать в следующую инкарнацию, в ад, в тело животного, тело голодного духа и т.д.
Относительно наличия васан и провоцируемых ими волн ума, выделяют три основных состояния:
- Большое количество неконтролируемых волн на поверхности ума – это сознание обусловленного и беспокойного человека.
- Волны отсутствуют полностью и сознание подобно глади спокойного озера, в котором отражается Истина – это сознание йога, находящегося в самадхи (духовном трансе, созерцании Высшей Истины).
- На поверхности озера есть полностью контролируемые волны, но в центре озера всегда покой – это состояние сиддха – совершенного человека, обладающего сверх способностями.
Какими бывают васаны?
Ведические знания гласят, что все васаны можно условно разделить на проявленные, то есть те, которые можно наблюдать сейчас. И скрытые – те привычки, склонности и желания, которые лежат в глубоком подсознании, и пока что никак оттуда не дают о себе знать. Это похоже на мины в океане, которые остались после второй мировой войны. Сами по себе они безобидны и никому не мешают, но иногда они всплывают на поверхность и от этого взрываются мирные корабли.
По качеству васан их можно разделить на такие разновидности:
- Шуддха-васаны (чистые, благостные или саттвичные) – это склонности, которые освобождают человека. К этим васанам можно отнести желание общаться с мудрыми и духовными людьми, служить святым и великим душам, а также привычку заниматься духовной практикой. Сюда же относятся такие качества, как: сострадание, милосердие, терпимость, любовь, щедрость, прощение, воздержание, смелость и другие качества, приводящие к счастью.
- Ашуддха-васаны (не чистые, страстные, невежественные или раджасичные и тамасичные) – это склонности, которые еще больше порабощают человека, создают все больше влечений к объектам чувств и приводят к страданиям. К этим васанам относятся вожделение, гнев, жадность, самообман, гордыня, лицемерие, себялюбие, ревность и другие склонности, приводящие к страданиям. Все нечистые васаны можно разделить на три типа:
- Лока-васаны – захваченность миром. К ним относится желание славы и почета, уважения и величия, власти и высокого положения.
- Дэха-васаны – захваченность телом. Сюда можно отнести стремление иметь красивое, здоровое и сильное тело, а также желание продлить жизнь в этом теле и страх перед смертью.
- Шастра-васаны – захваченность знаниями. Это склонность вступать в споры ради победы и славы. Стремление получать все больше и больше знаний ради славы, почета и власти, так и оставляя их на уровне поверхностного ума. К этим же васанам относится гордость своими познаниями, чувство превосходства над менее образованными людьми и ханжество.
Ведические знания утверждают, что все нечистые васаны ввергают человека в невежество и заставляют вновь и вновь рождаться и умирать, тем самым держа его в цепких тисках кармы. Освобождение или мокша – это свобода от всех васан, как чистых, так и нечистых. Все духовные практики, какими бы разными они не казались внешне, направлены на уничтожение тех самых васан. В следующей статье мы вкратце рассмотрим основные методы работы с ними.
Васаны и работа с ними... Как мы уже говорили в предыдущей статье: васаны – это причина порабощенности человека собственным невежеством. Если внимательно проанализировать и пронаблюдать каждую конкретную васану, то можно заметить, что она ведет в определенное состояние сознания. А по характеру этого состояния, можно узнать в какой мир в конечном итоге приведет эта склонность, если позволить ей расти. Теперь же давайте рассмотрим основные методы проработки этих самых васан и способы освобождения от них.
Прежде всего, следует помнить, что любая склонность, будь то хорошая или плохая – это всего лишь еще одна васана, и рано или поздно придется оставить ее ради дальнейшего развития. А пока что не следует слишком сильно потакать своим привычкам, прихотям и склонностям. Но и заниматься жестким подавлением ведические знания тоже не рекомендуют.
Суть работы с васанами заключается в том, чтобы постепенно заменять нечистые васаны – чистыми. При правильной практике чистых васан становится все больше и наступает момент, когда последняя нечистая склонность искореняется. Это состояние можно охарактеризовать, как пребывание в чистой благости, то есть в саттва гуне. Человек, у которого чистые васаны преобладают, легко привлекается духовностью, и духовная практика у него идет хорошо. Если же преобладают нечистые васаны – человек страдает и причиняет страдания окружающим.
Практики искоренения нечистых васан можно условно разделить на три основные разновидности:
- Наивысший метод освобождения от нечистых васан – это повышение уровня осознанности. Практикуя это, садхака принимает все – светлое и темное, хорошее и плохое, просто позволяя этому быть. Пребывая тем самым в естественном состоянии осознанности, принятия и смиренности. Таким образом, он не сопротивляется своим темным склонностям и не пытается быть кем-то лучшим, чем он есть на самом деле. А просто отстраненно наблюдает возникающие в нем тенденции. Которые, начинают ослабевать и очищаться вследствие отсутствия сопротивления им и полной сдачи садхака. Конечно же, понять этот способ намного сложнее, чем практиковать его, поэтому есть еще два других.
- Пратипакша-бхавана – это сосредоточение на противоположности той или иной васаны с последующей трансформацией нечистого в чистое. Например, при наличии жадности человек медитирует на щедрость и пытается действовать так, как будто бы у него уже было это качество: делает пожертвования, заботится о бедных и т.д.
- Подавление и отрицание – это самые низкие способы работы с васанами. Иногда и они дают некоторый результат, но в большинстве своем приводят только к страданиям и обострению проблемы. Например, при практике целибата человек может интуитивно найти способ сублимации сексуальной энергии, скажем, через творчество. Но бывает и так, что энергия не находит другого выхода и выливается в психическое или физическое заболевание.
Если же пока что нет возможности избавиться от нечистых васан, можно сделать так, чтобы они помогали в духовном развитии. Например, дэха-васану (привязанность к телу) можно превратить в хатха-йогу, здоровый образ жизни, вегетарианство и практики, способствующие осознанию энергий тела и работе с ними.
У человека, только что ступившего на путь духовного развития, чистые и нечистые васаны конфликтуют друг с другом. Тем самым, создавая некую внутреннюю напряженность и растрату энергии на бессмысленную борьбу с самим собой. Вначале практикующий путает себя и васаны еще больше, чем себя и тело. Обычный человек думает, что его склонности, черты характера и привычки – это и есть он сам. Но по мере практики он начинает освобождаться от этой иллюзии и понимать свою истинную природу. Так происходит отстраненное наблюдение за васаной и постепенное освобождение от нее.
Источник...
Сообщение отредактировал |
|
| |