Э́ния (англ. Enya, полное имя — Э́нья Патри́ша Ни Бре́ннан, ирл. Eithne Patricia Ní Bhraonáin; /ˈɛnʲə pəˈtrɪʃə nʲiː ˈvˠɾˠiːn̪ˠaːnʲ/) — ирландская певица, популярная как в Европе, так и в Америке, автор музыки к фильмам. Проживает в замке Мандерли в Дублине, Ирландия. Младшая сестра певицы Мойи Бреннан.
Прирожденная скромница, она выражает свое состояние души спокойной, квазиклассической музыкой и эфирным вокалом. Без преувеличения можно сказать, что ее музыка является болеутоляющей. Для большинства поклонников Энии, ее музыка, словно оазис спокойствия и комфорта в мире шума, хаоса и беспорядка. Кажется, что критики ненавидят ее музыку и саму певицу. Ее звукозаписывающая компания даже не удосужилась отослать копию нового альбома для так сказать обзора. Для ее фанатов не важно, на какой студии записан альбом, все, что они хотят это знать когда он выйдет. Похоже, ей нравиться такой успех: без назойливых критиков, без туров и не строя из себя знаменитость. Все это делает Энию музыкальным феноменом.
«Я была бы более известной, если бы рекламировала себя. Но всякого рода торжества и церемонии я считаю лишним, - говорит певица. – Слава и успех – это две разные вещи. Успешна была именно моя музыка, еще до того как кто-либо узнал кто же я такая. Тогда я поняла, что у меня есть выбор. Я сказала звукозаписывающей компании, что мне не нужны красные дорожки и мероприятия такого рода. Я хотела карьеру. Но также, я хотела сохранить право на личную жизнь.
Эния родилась 17 мая 1961 года на северо-западе Ирландии, в маленькой деревне Дор Барли (ирл. Dore Bartley) в области Гвидор (ирл. Gweedore) в графстве Донегол (ирл. Donegal). Она была средним (пятым) ребёнком в семье — у неё четверо братьев и четыре сестры. Её отец Лео был владельцем местного паба. Её мать преподавала музыку в местной школе. Детей поощряли, если они занимались музыкой. Эния стала брать уроки фортепиано и изучать классическую музыку.
Сама Эния пишет об этом: Всё это происходило в небольшом ирландском городке Dore Bartley, где многие говорили только на своём родном кельтском языке. И я слушала музыку, любые направления традиционной кельтской музыки. Мои родители были музыкантами. Папа, когда ему было 14, стал заниматься церковной музыкой, а потом и сам взялся за сочинение кельтских баллад. Мама была учительницей музыки в моей школе, и я росла в атмосфере, когда тебя окружает только прекрасная музыка.
В этой атмосфере в 1968 году родилась семейная группа Бреннанов, исполняющая традиционную ирландскую музыку. Её создали дяди и старшие братья Энии. Первоначально группа называлась «An Clann As Dobhar», но позже название сократилось до «Clannad». Только после окончания школы в 1980 году Эния присоединилась к группе и сразу же приняла участие в записи двух альбомов: «Crann Ull» и «Fuaim». Кроме вокала, она играла на клавишных (сначала на электропианино, а затем на мощном синтезаторе). Карьера в семейном кругу была недолгой. В 1982 году группу покидает менеджер и продюсер Ники Райан. Эния, вероятно, расстроенная этим, а также из-за чувства недооценённости, переезжает в Дублин, чтобы начать сольную карьеру. Ники Райан становится её менеджером.
Первые же плоды этого сотрудничества появились, когда кинопродюсер Дэвид Патнэм (англ. David Puttnam) прослушал демо-кассеты с записями Энии. Он попросил её написать музыку к фильму «The Frog Prince» (1985). В распоряжении девушки была целая студия, и Эния не упустила шанса поэкспериментировать с новым музыкальным оборудованием. Звукорежиссёром записи был Ники Райан.
Позднее он же помог Энии получить новый заказ. В 1986 BBC приступила к работе над документальным сериалом, рассказывающим об истории и культуре кельтов. Эния должна была написать музыкальное сопровождение. Работа продлилась десять месяцев. Музыка настолько понравилась телезрителям, что BBC решила издать самостоятельный альбом с избранными композициями. Альбом был назван «Enya».
В 1987 году Эния подписывает контракт с Робом Дикинсом, главой Warner Music UK. Благодаря его поддержке в 1987 году выходит альбом «Watermark», ещё больше расширивший круг поклонников Энии. Чуть позже был выпущен сингл «Orinoco Flow», сразу же ставший британским хитом. Строки с именем Энии взлетели на первые места в музыкальных чартах многих стран. Альбом «Watermark» достиг платинового статуса в 14 странах мира; на сегодняшний день он продан тиражом более 10 миллионов экземпляров. После года рекламной кампании альбома Эния возвращается домой и принимается за работу. Как и прежде, ей помогают супруги Ники (продюсер) и Рома (автор текстов) Райаны.
Новый диск — «Shepherd Moons» — выходит лишь через двадцать месяцев, в 1991 году. Столь длительный перерыв Эния сама объясняет так:
Я трачу часы на обдумывание: я не могу остановить всё, а потом вернуться и продолжить работу над музыкой. Во мне есть строгость, которую я не смогу с себя стряхнуть. Со мной трудно работать, я хорошо это знаю.
В отличие от большинства музыкантов, которые могут себе позволить записать целый ряд песен и выбрать лучшие из них, для этого альбома было написано только 12 композиций, ровно столько, сколько их в альбоме. Критики назвали этот альбом продолжением, второй частью предыдущего «Watermark». «Shepherd Moons» достиг 1 номера в британских чартах и оставался в хит-параде Billboard 199 недель (почти четыре года).
После выхода «Shepherd Moons» наступил длительный четырёхлетний период молчания, во время которого в 1992 году появился переизданный альбом-саундтрек о кельтах. Его так и назвали — «The Celts».
В 1995 году Эния выпускает альбом «The Memory of Trees».
Эния была номинирована на 4 премии Grammy Awards и получила две награды в номинации «Лучший New Age Альбом» за «Shepherd Moons» в 1992 г. и за «The Memory of Trees» в 1997.
Все эти годы Эния не бросала работу на кинопоприще: её музыка использована в фильмах «Green Card» (1990), «L.A. Story» (1991), «Far And Away» (1992), «Sleepwalkers» (1992), «Toys» (1992), «Age Of Innocence» (1993), «Cry The Beloved Country» (1995). Также в 1995 году, наконец, увидел свет саундтрек к «The Frog Prince».
В 1997 году был выпущен сборник лучших произведений Энии — «Paint the Sky with Stars», а в 2000 году — «A Day Without Rain».
В 2001 году Эния приняла участие в записи саундтрека к фильму «Братство кольца». Она исполнила песни «May It Be» и «Lothlorien», написанные в соавторстве с кинокомпозитором Говардом Шором. За «May It Be» Эния в 2002 году получает Золотой глобус и номинируется на Оскар в номинации «Лучшая оригинальная песня». В том же году она выигрывает 3 World Music Award в номинациях «Самая продаваемая певица», «Самый продаваемый артист New Age», «Самый продаваемый Ирландский артист» и выигрывает награду «Лучший поп-рок сингл» за «Only Time» в Echo Awards.
В ноябре 2005 года Эния вновь порадовала своих поклонников новым альбомом «Amarantine».
В июле 2007 года получила докторскую степень в университете Ольстера.
10 ноября 2008 года вышел новый студийный альбом Энии «And Winter Came» и одновременно с ним — сингл «Trains and Winter Rains». Также в альбом вошли: «And Winter Came», «One Toy Soldier», «White Is in the Winter Night» и другие рождественские хиты жанра Celtic и New Age. Сама Эния призналась, что первоначально этот альбом задумывала как собрание всех ранее написанных рождественских песен, но передумала и написала новый альбом.
Благодарю за музыку этой замечательной певицы,я ее обожаю,как то давно я услышала ее песни и купила ее еще в то время кассету аудио,а теперь мы можем легко найти ее в интернете!в данное время ее музыка у меня на сотовом телефоне стоит и я пробуждаюсь под ее мелодии,так как я поставила песню ONLY TIME на мелодию будильника!
Знаю Энию очень давно. Когда-то в эпоху популярности ее песни Carribean Blue (Голубизна Карибов) она вызывала у меня раздражение, поскольку мои вкусы тогда были другими, я просиживал у телевизора, чтобы увидеть вовсе не Энию. Но вот она, способность хорошей музыки проникать в сердце - те песни, что я слушал в то время, давно забыты, а Carribean Blue (Голубизна Карибов) до сих пор играет в моей голове, хотя я специально не слушал Энию до сих пор, разве что случайно. Надо будет на досуге восполнить этот пробел.
она вызывала у меня раздражение, поскольку мои вкусы тогда были другими, я просиживал у телевизора, чтобы увидеть вовсе не Энию
- Вы совершенно правы, со временем вкусы меняются. Более того, я заметила, что одна и та же песня в один и тот же период времени может вызывать разные эмоции в зависимости от эмоционального состояния. Получается, что наше эмоциональное состояние - это как экран для восприятия, даже не экран, а призма, через которую мы видим мир. В одном случае композиция в стиле Soul вызовет романтическое чувство, а в другом - тоску и уныние. Не замечали? Кстати, о воздействие музыки на человека известно с древних времён. Так, для лучшего выздоровления необходимо слушать бравурные марши. Если мне память не изменяет, древние греки своих очень умных сограждан, но при этом физически слабых по причине их игнорирования физических упражнений, буквально заставляли слушать такую музыку. Так что, если привалила тоска, то слушайте марши!!! Из примеров детства: помните песню "Москва майская?" Там с первых аккордов настроение нестерпимо поднимается вверх! А хорошую музыку никогда не поздно послушать!
Да, действительно, марш Прощание славянки, если так можно сказать, очень "тёплый". Насколько я знаю, именно этим маршем провожают все суда. Немного из истории:
«Прощание славянки» — русский патриотический марш композитора и дирижёра Василия Ивановича Агапкина. Был написан Агапкиным под влиянием начала Первой Балканской войны (1912—1913). Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу старую, сохранившуюся в солдатской среде народную песню времен русско-японской войны 1904—1905 годов и обработал ее. Благодаря легко запоминающемуся напеву она быстро распространилась. Марш состоял из двух частей, мелодической первоосновой которых послужили запев и припев песни времен Русско-японской войны. Свои нотные наброски Агапкин решил отвезти в Симферополь: там жил и работал известный в музыкальных кругах в то время композитор и нотоиздатель, военный капельмейстер Литовского 51-го пехотного полка Яков Богорад. Он бесплатно помог записать клавир и оркестровал марш. Вместе они сочинили трио и придумали и название маршу — «Прощание славянки». Вскоре Богорад напечатал в симферопольской типографии сотню экземпляров нот. На обложке этого первого издания изображено: молодая женщина прощается с воином, вдали видны Балканские горы, отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина". Впервые публично новый марш был исполнен осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре 7-го западного кавалерийского полка, в котором служил автор.
Марш был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты появились позднее. Мелодия марша сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин, — провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение.
Тот факт, что марш и сегодня очень популярен, говорит лишь о том, что истинная музыка бессмертна. Всё истинное проверяется временем. Думаю, что марш Прощание славянки это испытание выдержал...
«Прощание славянки» — русский патриотический марш композитора и дирижёра Василия Ивановича Агапкина. Был написан Агапкиным под влиянием начала Первой Балканской войны (1912—1913).
Василий Иванович мой земляк - рязанец. Когда едешь в Рязань то проезжаю поворот на деревню, в которой он жил. А в моем городе музыкальная школа названа именем Агапкина.
После нашей последней коллективной практики меня так потянуло слушать музыку, так что я сейчас слушаю Энию и что-то в сердце происходит словно оно оттаивает.
После нашей последней коллективной практики меня так потянуло слушать музыку, так что я сейчас слушаю Энию и что-то в сердце происходит словно оно оттаивает.