[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Altjef, Exoret_Exordas  
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Информация о разном... » Информационный раздел » Жалость, сострадание, эмпатия, доброта... (эссе из Словаря: Жалкость, Жалость, Жалость к себе,...)
Жалость, сострадание, эмпатия, доброта...
Exoret_ExordasДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 01:54 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные
Награды:  +





Жалость, сострадание, эмпатия, доброта

(эссе из Словаря: Жалкость, Жалость, Жалость к себе, Сочувствие, Эмпатия, Доброта)

ЖАЛКОСТЬ

– вызывающее жалость;
– вызывающее жалость, как последняя степень непрестижного, не «comme il faut» – презираемая слабость.

• Для человека злого, всякая слабость презираема, всякая – жалкость. Это злой унаследовал от дикого, – верившего в правоту силы.

• Ничтожество ценностей – вот единственная слабость, достойная не сочувствия, а презрения. Да и то сказать – презрения здесь достойна сама эта слабость, но не проявивший ее человек: ведь, в принципе, человек может быть лучше того, во что он верит. (Иначе, каких-то эпох человечество просто не пережило бы...)

• Неумение признать себя побежденным, когда всем другим это уже очевидно, в борьбе за свою долю благополучия – жалкость сугубая: либо смешная, либо возмутительная, похожая на бунт. В этом пункте дикарь жесток особенно. – Но как по-настоящему жалок упоенный своим благополучием!

• Можно было бы сказать, что мещанин – создание жалкое, если бы сама идея жалкости не была, по преимуществу, мещанской.

• По сути, жалкость ничтожного человека должна бы возрастать с его самоуверенностью. Но тех, для кого «жалкость» – страшнейшее из определений, убеждает в значимости именно самоуверенность. Нахальство, говорят, второе счастье...

• Жалкими бывают претензии, но не уверенность. – Амбиции убеждают – либо в силе, либо в жалкости: тот самый «один шаг»...

• Смешное – синоним жалкого... Здесь в скобках следовало бы поставить два-три восклицательных знака: подумать только – не печальное! Не горькое! Ну как бы мы разъяснили инопланетянину, что нашей человеческой массе проявления слабости противны – или смешны?

• Бессильное тем самым и бесправно. «Качать права» – убеждать в своем праве на то, чего не хватило сил просто взять – занятие презираемое, «жалкость».

• Что такое, для толпы, «смешное»? – Непохожее. Тогда как вся сила человека толпы в его неотличимости. Вот и выходит, что смешное – самая презираемая слабость.

• Чуждые ценности – если только не представляют опасности – смешны.

• ...И даже, смешное – это хуже, чем просто жалкое. Человек жалок и не замечает этого, – смешно! Жалкость в квадрате...
ЖАЛОСТЬ

– страдание чужим страданием, «эмпатия». Непосредственное проявление чувства самоценности чужой жизни (всякой жизни) – самоценности, являющейся единственным и достаточным обоснованием «золотого правила». Поистине, «нравственное чувство», –

но есть и другие смыслы –

– снисходительность более благополучного к менее благополучному – расположенная или презрительная;
– задетая жадность (жалость о потере).

• Сочувствие спасает снисходительность от того, чтобы та была унизительной – зато снисходительность компрометирует само сочувствие. – Есть жалость и есть жалость.

• В том, что собой являет наша жалость, обнаруживается все достоинство одних и все ничтожество других – именно ничтожество, – тех как раз, кто в жалости снисходит. Человек достойный ощущает беду другого скорее, как его пьедестал...

• «Нуждаешься в жалости – изволь быть жалким»!.. Но если кто и бывает жалок, такого найдешь среди тех, кто в жалости не нуждается.

• ...Болит не то место, где у другого рана, не тело, – болит душа. Души хватает на всех.

• Основная способность жалости – воображение. При условии доброжелательности, разумеется.

• «Кто не пережил этого, никогда не поймет...» – Ну, это просто – «знать и испытать – вещи разные». А вообще, уж кому свойственно такое понимание, понимает в принципе все. Понимает иной раз даже больше того, чем кто-то способен и испытать. И даже чем способен испытать сам: в представлении, чего-то нельзя пережить, на практике, оказывается – можно...

• Может и правда жалость – это боль о нашей общей подверженности боли? – Но уж только не о том, как в это верят умы плоские, что и сам боишься испытать такую же: напротив, будь ты один застрахован от несчастья, жалость к несчастному стала бы непереносимой! Куда реальнее та же участь, что и погибшего, грозит его соседям по окопу – и все же им страшней было бы потерять своего молодого друга в мирное время, скажем, в больнице... Другое дело, что редко у кого достает воображения понимать такую боль, которая самому не грозит, – отсюда, видимо, и разбираемая идея.

• Что сострадаешь чужой беде лишь потому, что она напоминает о возможности такой же с тобою самим – чепуха. Напротив, только то иной раз и может хоть как-то утешить, что, представишь: в конце концов, самое худшее произойдет и со мною («все там будем»)!

• Мы жалеем попавшего в беду не потому, что воображаем на его месте себя, а потому, что можем вообразить себя на его месте... Безжалостным этого не понять!

• Зачем человек жалеет? – Тайна сия неразрешима, потому что нет самой тайны: кто жалеет, а кто и нет.
Зачем надо жалеть? – Почему не спросить того, кто в этом нуждается? Тогда ответ будет совершенно очевиден. Притом, в такой нужде может оказаться любой.

• По эгоизму своему люди полагают, будто каждый делает добровольно лишь то, что любит делать. Если такие проведают, что вы совершили что-то из жалости – они решат, что, значит, это вам так нравится – жалеть, и постараются предоставить вам такую возможность; развлечь, например, раздирающими душу рассказами...

• Черствым, обычно, нравится все вызывающее жалость: сказывается потребность в остроте. (Искусство, как будто, чуть не целиком специализировалось на обслуживании этой потребности черствых!) – Черствость же некоторых – напротив, кажется не-допусканием до себя жалости, которая им будто бы слишком непереносима.

• Лучшее лекарство от жалости – помощь делом; хорошо, если она возможна. Но выбрать для себя дело, требующее жалости – это уж или подвиг, или... или...

• Лучшее средство утолить жалость находит совесть. Но она же и не дает уберечься от этой заразы.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 01:55 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные
Награды:  +





• Эгоизм и жалость встречаются вместе, в одном человеке; и даже, жалость эгоиста бывает особо острой – он-то знает цену боли... Но мирно жалость и эгоизм, ясно, не уживаются, а рождает их брак, обычнее всего, уродов, а то и чудовищ...

• По шкале человечности, совесть выше стыда, а жалость выше и совести.

• Совесть не то чтобы всегда права – но она независима и неподкупна, и в этом ее первое и величайшее достоинство. Точно таким же достоинством обладает жалость: ее не переубедит ничто, даже сама нравственность!

• Основание автономии подлинной морали – не в особом кодексе, который она исповедует, а в этих двух чувствах, всегда остающихся равными самим себе, какой бы авторитет не пытался их оспорить, – совести и жалости.

• Человечность – способность к жалости. Так что даже жалеющий себя – уже будто бы человечен... Тогда как бесчеловечность, бывает, сквозит даже и в героизме, в самопожертвовании...

• Когда дурной человек попадает в беду и его становится жалко, мы даже не вполне неправы в этом чувстве: пока он жалуется, он волей-неволей расстается с идеей правоты силы и благополучия – становится на позиции человечности.

• Нравственность – это предпочтение интересам каждого интересов некоего неопределенного целого, – настолько неопределенного, что и неясно, чьих же, собственно, интересов. – В этом смысле суждение Ницше, что сострадательность вредна – сугубо нравственно!

• Жалость, точно, отбирает силы, тянет назад... Но только – зачем и силы, и что у нас впереди, если никого и ничего не стоит жалеть?

• «Долг сострадания» – невозможная вещь! «Долг чувства»! – Но вот долг ставить себя на место другого, долг воображения – это точно...

• Жалость, если и «аффект», то и, конечно, «добродетель», – поскольку не существует без добровольной работы души – работы воображения. (Впрочем, раз ступив на эту опасную стезю, перестаешь быть над воображением властен, оно – мучит, крутится само, оно – снова – «аффект»...)

• Между прочим: состраданию нет дела до того, есть ли оно добро или зло. («Пусть правая рука не знает, что делает левая» – отчасти и об этом.)

• Сострадание – не добродетель. Или, скорее, сама добродетель: если оно есть, добродетелей и не нужно.

• Жалость – единственное нравственное чувство, достойное этого названия; все прочие – скорее страх.

• Жалость вполне асоциальна; не знает она ни целей, ни идеалов, ни иерархий. Так что в чем-то асоциальна и доброта. И даже добро.

• Жалость в мораль не вписывается, она морали только мешает. Вопрос морали – вопрос о достоинствах и заслугах, – о том, что может и должно быть взвешиваемо, – процедура, жалости незнакомая.
(Кто-то, может, и не стоит сострадания, – самому состраданию об этом ничего не известно, – но нам легче в этом случае от сострадания отвлекаться.)

• Смысл жалости в том, что она безусловна: сама свой закон. Скажем, изрекающий: «надо жалеть людей, а не животных» – говорит так, будто не знает, что такое жалость. «Надо», в применении к ней, не годится.

• Как у одних жалость к животным – сама сентиментальность, упражнение в чувствительности на мелком предмете, – так у других в ней сказывается вся абсолютность – безусловность и безмасштабность – этого чувства.
Жалость к животным – проба на саму эту способность, – способность сострадания.

• «Аморальная жалость»? Бывает. – «Безжалостная мораль»? Редко бывает иначе!

• Беды – раны, а жалость – если травма должна осложниться еще и этим – это фермент, не дающий крови сворачиваться и образовывать корку...

• От жалости так же немыслимо избавляться, как от несчастной любви. Должно зажить, зарубцеваться само.

• Жалость – это о ценности, не о цене. – Не умею выразиться понятнее. – К ней не подберешь равнозначного удовольствия, способного утешить...

• Сострадание, если не живее, то – некоторым образом – абсолютнее страдания: оно не позволяет себе катарсиса... Не можешь утешиться, потому что главное – не в тебе.

• Жалость – то, что Христос называл любовью. Неэгоистическая половина любви.

• Дикарь жалеет, если любит. Цивильному же человеку удивительно и неприятно обнаружить в себе вдруг, что пожалел меньше того, кого меньше любил... А уж если ненавидел кого, и с тем случится несчастье – какой на душе осадок!

• Одни люди жалеют, если любят, другим, пожалев, трудно не полюбить. – Так к умершему – чувствуешь уж не жалость, а любовь: какую-то абсолютную необходимость того, чтобы он существовал.

• ...Может быть потому, что отсутствие непосредственного чувства жалости в религиозных людях видеть наиболее неприятно – от них ведь только и слышишь, что о добре, тут их признанная монополия – в них это отсутствие особенно заметно. (Впрочем, что жалости делать с авторитаризмом? А ведь религиозный дух – дух авторитарный. Потребность обосновать жалость какою-то высшей силой – не от того, ясно, что она сильна сама по себе.)

• Религиозный человек будто спрашивает себя – с чего бы я стал кого-то жалеть? – и находит ответ: ради Бога... Но человек попросту добрый скорее исполнится жалости ко всему живущему, если в светлые загробные перспективы не поверит...

• Для одних жалость – сострадание, – страдание за другого; для кого-то, все равно – лишь за себя (но это другая жалость). Жалко кого-то, поскольку он что-то для тебя значит и этому, с его бедой, что-то может угрожать. Чуть ли не то же, что ущерб собственности.

• «Тебе что, жалко?» – «Жалко» тут в смысле: жадничаешь. Вопрос сугубо имущественный. Подумать только: жалость и жадность явно когда-то значили одно и то же!

• Для кого жалость – жадность, для того нет будто бы разницы между живым и неживым. Или, точнее, живым и реальным такой ощущает одного себя, а все прочее, вне его – только вещи, доставляющие ему удовольствия или неприятности; все только приобретения или потери. «Единственный и его собственность»...
(«Ты – все, что у меня осталось...» Каково? – Впрочем, оно может только звучит так дико, смысл же, скажем, такой: забота о тебе – единственное, что меня поддерживает. Что-нибудь в этом роде.)

• Жалость – жадность; жалость – отдача...
ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ

Вообще жалость – если не называть этим словом то снисходительное презрение, которое проявляют иногда даже и вполне жестокие люди по отношению к несчастным (видимо, как выбывшим из всеобщей войны всех со всеми за благополучие и потому уже не составляющим им конкуренцию) – вообще жалость, в собственном и лучшем смысле этого слова, есть со-страдание: у кого-то болит то, что у него болит, а сострадающего – болит душа за него. Жалость – душевная боль за другого; душевная боль, ясно – высшая степень неравнодушия; значит, это – особого рода любовь. Особенность ее в том состоит, что она – жалость – есть любовь чистая, без примеси корысти или эгоизма; любовь не собственническая, не для меня, а для (таким образом) любимого.

Повторю, сострадание – это не то же страдание, которым поражен страдающий. Это – любовь. Та самая, между прочим, что разумел под «любовью» Христос.

Действительно: если у меня лично что-то болит, что-то не получается, я чего-то боюсь – то обычно я не испытываю «жалости» к себе: я испытываю боль, досаду или отчаяние, страх и так далее. Я не раздваиваюсь так, чтобы одно лицо мое страдало, а другое со-страдало бы ему, и тем самым любило бы его (меня самого). В нормальном случае это не нужно, этого и не происходит.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 01:57 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные
Награды:  +





Когда же возникает «жалость к себе»?

1. В случае трудных, несчастливых отношений с другими людьми, особенно, конечно, с близкими или любимыми: в случае, когда человеку является потребность восполнить дефицит их любви к себе.

Тут человек (по крайней мере некоторые люди) невольно принимается воображать себя в ситуациях, когда его объективно придется жалеть, и, следовательно, волей-неволей любить. Вот эта-то работа фантазии может быть названа жалостью к себе. Человек представляет себя на месте тех, кто вынужден будет его жалеть («вот умру, и тогда…») и таким образом сам себя жалеет.

2. В случае явной самовлюбленности. Вообще нормальный, духовно зрелый человек себя в буквальном смысле не любит, то есть не проявляет признаков влюбленности – он себя уважает и хочет видеть достойным собственного уважения, а также, что только естественно, заботится о себе; он не проявляет, в отличие от самовлюбленного, того упоения от себя, для которого и безразличное становится восхитительным, а дурное милым и т.д. Любовь – это когда на двоих, будто бы, одна душа (и все твое самое дорогое – в другой ее половине). Самовлюбленность, напротив – это когда душа (самовлюбленного) двоится, сама себя обозревает, питает к себе нежность и любуется собой, как другой.

(Если в раздвоение рефлексии загоняет человека, как правило, его совесть – его способность самоосуждения – то раздвоение самовлюбленности, понятно, этому прямо противоположно, это самолюбование.)

Вот тут-то жалость к себе – дело самое обычное и даже неизбежное. Жалость, как сказано – это чистая любовь, и самовлюбленный, если испытывает огорчение от чего-либо, наверняка найдет компенсацию этому огорчению в удвоенной, точнее, бесконечно умноженной порции этой любви – жалости к себе.

3. К этому остается добавить, что и в ситуации дефицита ответной любви может оказаться каждый, и никто не лишен вполне любви к себе. Потому чувство жалости к себе в какой-то мере знакомо, наверное, каждому.
СОЧУВСТВИЕ

– то же, что понимание; то же, что эмпатия; то же, что жалость.

Или –

– симпатия к целям и ценностям другого (это чаще всего именуется «пониманием»);
– собственно понимание – понимание целей и ценностей другого и соответственно тех чувств, которые он может испытывать в рассматриваемых ситуациях;
– ощущение чувств другого человека как своих – и соответственно определенная симпатия к нему, до некоторой степени (в какой это вообще возможно) независимо от его целей и ценностей (это – эмпатия);
– в ограниченном смысле – сострадание (жалость), ощущение чужой боли, как своей (вообще же, сочувствие – это, по смыслу слова, и со-радость тоже).

Примечательно, что слова «сорадость» (в отличие от «сострадание») в языке нет.

• Сочувствие? – Достаточно развитое воображение.

• Трудно разделять чувства другого, если не разделяешь его ценностей. И ждать от кого-либо такого сочувствия было бы вполне несправедливо.
Но, наверное, чтобы хоть как-то понять чужие ценности, нужно-таки попытаться ему посочувствовать.

• Сострадать другому в том, что не счел бы бедой для себя, и сорадоваться в том, чего не хватает самому, вот – великодушие.

• Страдающий не должен желать, чтобы с ним заодно страдали другие – но лишь понимали и учитывали; счастливый не должен верить, что его счастья достаточно для счастья другим.

• В сострадании больше справедливости, чем в сорадости – хотя бы уже потому, что радующийся в сочувствии не так и нуждается. На известное сострадание вправе рассчитывать каждый, на сорадость – разве что близкие.

• Если сорадуемся мы не так остро, как сострадаем, то ведь и собственную радость не ощущаем так остро, как свое страдание.

• Если удача, привалившая ближнему, не оставила в вас ни капли неприятного чувства – это уже можно назвать сочувствием!

• «Понять» не существует совершенно отдельно от «посочувствовать», «посочувствовать» – от «испытать симпатию». Понимание – тот минимум симпатии, на который каждый вправе рассчитывать.

• Понимание – минимум сочувствия, которым мы обязаны ближнему, и максимум сочувствия, которые мы вправе от ближнего ожидать.

• Как все очень правильные вещи, правило «не жаловаться» имеет не одно, а много оснований. Во-первых, жаловаться даже несправедливо, уже потому, что плохо на этом свете так или иначе всем. Во-вторых, это бессмысленно, так как дурное настроение лучше не фиксировать. В третьих, это и опасно, так как обнаруживать слабость – провоцировать в других дурные инстинкты:

• Лучше, хуже идут дела – но самое главное основание для дурного настроения всегда при каждом смертном: И потому оно заразно.

• Жаловаться на плохое настроение – все равно что на других кашлять или чихать.

• Сострадание – чувство мучительное и неотвязное.
Но большинству людей это чувство свойственно мало, у них жалость того же корня, что жадность, и таким бескорыстная сострадательность в других кажется либо самомучительством (тебе-то что? зачем вообще об этом думать?), либо сентиментальностью (если сострадаешь, значит, нравится сострадать).

• Сострадание все-таки не вполне сводится к страданию – ведь не одно и то же жалость к другому и жалость к себе. Во всякую жалость входит сравнивание. В жалости к другим это сравнивание – совесть; в жалости к себе – зависть.

• Сострадание, как раз, и не позволяет катарсиса: если практическая помощь страдающему невозможна, оно безысходно.
ЭМПАТИЯ

(по-русски – сочувствие)

– стимулирующие друг друга сочувствие ближнему и понимание ближнего, которыми определяется и соответствующее – в высшем смысле слова нравственное – поведение по отношению к нему.

Эмпатия – сочувствие другому человеку через понимание его, и понимание другого через сочувствие к нему, плюс естественно вытекающая из этого тандема человечность – невозможность не учитывать его интересы.

• Жестокость есть упоение властью, своей возможностью подавить чужую волю вплоть до последнего предела, и, соответственно, есть упоение несочувствием (антоним эмпатии), – и вот, как ни страшно это наблюдать, для слишком многих она тоже заразительна (толпа, наблюдающая за дракой, всегда на стороне побеждающего:). – Назвать ли сочувствие насильнику тоже – «эмпатией»?..
Разумеется, нет. Вот главное, что нужно понять, осмысляя этот феномен. – Эмпатия – это не какие-то возбуждаемые соответствующими представлениями инстинкты, среди коих – и сопернический, и стадный, и охотничий и пр.; это – чувство, неразличимое от понимания: от способности, противоположной инстинктивному в нас. Такое сочувствие предполагает истинную ценностную шкалу чувств. По этой шкале жизнь, сохранение жизни, избегание физических страданий, возможность реализовать вложенные в нас природой требования (осуществить любовь, семью, для кого-то и творческий потенциал), некоторые облегчающие жизнь удобства – вот, в убывающем порядке, важнейшее. Важнейшее, получается, есть то, что избавляет от реальных страданий. Так, скажем, азарт преследования, как бы ни был заразителен (если уж нашему охотничьему роду вообще свойствен) – естественно, ничто перед страхом и отчаянием преследуемого, и на их фоне отвратителен. Короче говоря, эмпатия – это не всякое сочувствие, это – сострадательность.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 01:57 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные
Награды:  +





Эмпатия – это сочувствие понимающее, то есть сочувствие по истинной шкале чувства, в которой абсолютна воля живого к сохранению жизни, и важность всего прочего определяется степенью отношения к этому абсолюту; соответственно, она – сострадательность.

• Эмпатия – это и есть человечность.
Человечность же – это подлинная, порвавшая со своей архаикой нравственность. Различие в том (см. статью Словаря «Нравственность и человечность») – что архаичная нравственность строится на «долге» (явном или скрытом принуждении), подлинная же – на сострадательности.

• Подлинно нравственное (человечное) отношение к ближнему строится не на чём ином, как на сострадательности. Действительно: чем менее приходится ближнему, буквально, сострадать, тем менее мы ему обязаны вообще каким-нибудь отношением, а в основном должны воздерживаться и от всякого непрошеного участия в его судьбе – уважать его свободу:

• Добрый человек сочувствует и тем, кому в общем лучше, чем ему самому. Они ведь не виноваты, что ему ещё хуже:

• Есть злые люди, не способные к жалости, и есть – способные, но реагирующие на неё в себе с особым озлоблением, как на внутреннего врага.


ДОБРОТА

– будто бы, «расположение делать добро», –

какового расположения и злым, бывает, не занимать, – потому и «будто бы»;
вопрос в том, что понимать под добром. Но давайте понимать под добром именно то, что понимает под ним доброта! – А это уж знает и добрый и злой.

Итак, она –

– склонность облегчать, где можно, всякую жизнь, –

не слишком добрым это кажется пресно, мелко, иногда смешно, а злым – смешно, глупо, а иногда и возмутительно. Трагедия живого, состоящая в том, что насилие жизни над жизнью неизбежно, родит в последних скорее праведный энтузиазм. – Конкретизируя, доброта –

– способность сострадать и жертвовать состраданию (благополучием и даже принципами); чувство добра (понимаемого как способствование живому, чувство ценности всякой жизни), опережающее чувство долга или идущее с ним вразрез, –

ведь хотя долг – это именно долг добра, самодовлеющий долг, скорее, есть прибежище и оправдание формализма, черствости и даже настоящей злобности. – Кстати, видно, что доброта –

– то же, что в своем лучшем смысле гуманность.

• Доброта – не одна из добродетелей, а, точно, единственная добродетель. То есть, без нее – ничто не добродетель.

• «Доброта» имела раньше смысл – «красота» (похоже, как «хорошенький» – от «хороший»). К счастью, мы учимся их различать, но все чудится в том какое-то глубокое значение.
...Есть в ней известное отношение к красоте; именно – это радение о моральной гармонии мира. Вообще же гармония может быть и недоброй.

• «Доброта» употреблялась, как «красота», а «добро» – и по сей день, как «имущество»...

• В доброте безусловно есть и красота, но только если ей безусловно нет до красоты в себе дела.

• Не требуйте от доброты эстетичности. Постарайтесь ее в доброте разглядеть.

• Доброта может быть и не красива – она прекрасна!

• Всякий недостаток в себе заставляет, что называется, «комплексовать» – в том числе и недостаток доброты. И это несмотря на дружное общее презрение к ней, от снисходительного до самого агрессивного. Ведь и само презрение это – знак «комплекса»...

• Доброта, как стремление делать добро, и доброта, как способность сострадания, различаются так же, как, скажем, охота писать картины и талант к этому.

• Сострадание – воображение – талант. Почти синонимы. Как и: черствость – притупленное восприятие – бездарность.
Художник – кто больше и острее других видит. И добрый так же.

• У правосудия на глазах повязка: оно слепо, «не взирает на лица», – и в этом большой смысл. У праведности – также. Увы. Но что бы мы сказали о доброте – с завязанными глазами?

• «Я глупый: я добрый!» – Это значит: я совершаю благодеяния, хотя и отчаиваюсь, что мне не платят за них благодарностью.
... Но и то сказать, что добрых ищут, как «ищут дураков».

• Добрый мучает злого, как загадка, пока злой не поймет, наконец, что для него добрый: это его пища!

• ...Сказал бы хоть кто-нибудь: моя доброта глупая, – не в смысле, что не приносит мне пользы, а в смысле, что причиняет своим подопечным вред...

• «Моя доброта принесла вред. Какая неблагодарность!»

• Глупая доброта – чаще всего такая, что помогает, так сказать, телу и вредит душе. С другой стороны, доброта, посягающая на душу – тот же деспотизм.

• Если твоя доброта не делает тебя умнее – берегись, – натворит бед.

• «Не навреди!» – Любопытная заповедь. Разве кто-нибудь ставит такую задачу – вредить? А уж если ставит, простым призывом его не удержишь! – Но в том дело, что помощь – уже вмешательство, – такая штука, что на одну возможность добра доставляет бесчисленное множество возможностей зла.

• ...Итак, пусть эта медицинская заповедь станет заповедью вообще всякой доброты. «Не навреди»: «помни, что навредить куда легче, чем исцелить».

• (Хотя кому-то «не навреди!», как принцип – покажется оправданием равнодушия. И правда – если надо всерьез спасать, этот принцип не оправдывает бездействия. Может быть и преступен.)

• Что «добрый человек не тот, кто хочет делать добро, а тот, кто не может сделать зла» – странная истина, но истина, – из тех, к каким приходишь самыми разными путями и каждый раз кажется, что данный случай исключительный, а вообще же дела обстоят наоборот... Так чем плохо – хотеть делать добро? Было бы прекрасно – но мы делаем добро и затем, видимо, чтобы отстоять свое понимание добра, – а это уж такая агрессия, что ли; делать же то добро, которое сам не считаешь добром – гиблое дело, и себе не простишь, да и не выйдет...

• Зло как-то приметнее добра. Поэтому вернее не ошибешься, если не станешь делать зла, чем если станешь «делать добро». И потом: величайшее добро для людей – свобода. Не трогать их – уже добро!

• Охота творить добро – в воле, а сострадание – не в воле: либо есть оно, либо его нет. – Выше не то добро, которое «хочет ...», а то, которое «не может не ...»; выше добро-сострадание. Оно- то, как раз, и умнее: хорошо, если есть добрая воля, но куда ей – без доброго чутья.

• Добрый человек – не тот, кто хочет делать добро, а тот, кто не может его не сделать: кого сострадание насилует (в отличие от сентиментального, кого сострадание скорее занимает).

• К проблеме «долга и склонности» (долга и доброты). – Можно, конечно, рассматривать сознательную доброту несострадательного человека как ту «малую лепту», что вносит нищий «от скудости своей», и потому более ценную, чем большую, но непроизвольную, от душевного богатства доброту сострадательного. Пожалуй; «скудость» оправдывает малость «лепты»; не доброта, так пусть хоть долг. Но стоит ли, на этом основании, превозносить «скудость»?

• Не помешать злу – какое уж там сострадание! – выходит, зло. – Вот добро, которое необходимо делать. («Непротивление злу насилием» я понимаю так: непротивление меньшему злу большим, ведь насилие – зло абсолютное! Насилию же противиться силой, ясно, сам Бог велел.)

• «Трудно быть добрым».
Это:
– доброта предполагает душевную боль;
– добро есть и «труд» – долг; «добрым быть трудно»;
– трудно предвидеть и учитывать последствия своей доброты, но и это – долг.

• «Не ведают, что творят!» – Каких, однако, ухищрений стоит добрым оправдание злых, и все для того, чтобы «с чистой совестью» оставаться, и для них тоже, добрыми!

Источник...



Сообщение отредактировал
 
OnesiyaДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 12:42 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Любовь – это когда на двоих, будто бы, одна душа (и все твое самое дорогое – в другой ее половине).
- я верю этим словам. Это истина.

heart heart heart heart heart heart heart

«Трудно быть добрым». - я считаю, что трудно быть злым, а добрым быть - это большая награда. Легий говорил, что без контрастов в этом мире нельзя, иначе не понять, где добро, а где зло. Это мерило. Я считаю, что чистым душам даровано нести добро, как награду за их благие дела, а злым - зло. Я убеждена, что творить зло очень тяжело, это наказание. Души полные тьмы никогда не знают покоя. Такие люди несут на себе своего рода проклятье за совершённые прогрешения. Ну какая душа, рождённая от Бога, захочет взвалить на себя такой груз? Это наказание. А злые люди они как мерило, поступкам и мыслям людей. без них нельзя, они как лакмусовая бумажка.

Доброта может быть и не красива – она прекрасна! - да! Добрый человек прекрасен!

трудно предвидеть и учитывать последствия своей доброты, но и это – долг. - верно. Доброта должна быть разумной и свободной от эгоизма.



Сообщение отредактировал Onesiya - Вторник, 03.Ноября.2009, 21:40
 
lyolyaДата: Вторник, 03.Ноября.2009, 15:37 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
2. В случае явной самовлюбленности. Вообще нормальный, духовно зрелый человек себя в буквальном смысле не любит, то есть не проявляет признаков влюбленности – он себя уважает и хочет видеть достойным собственного уважения, а также, что только естественно, заботится о себе; он не проявляет, в отличие от самовлюбленного, того упоения от себя, для которого и безразличное становится восхитительным, а дурное милым и т.д. Любовь – это когда на двоих, будто бы, одна душа (и все твое самое дорогое – в другой ее половине). Самовлюбленность, напротив – это когда душа (самовлюбленного) двоится, сама себя обозревает, питает к себе нежность и любуется собой, как другой.

(Если в раздвоение рефлексии загоняет человека, как правило, его совесть – его способность самоосуждения – то раздвоение самовлюбленности, понятно, этому прямо противоположно, это самолюбование.)

Вот тут-то жалость к себе – дело самое обычное и даже неизбежное. Жалость, как сказано – это чистая любовь, и самовлюбленный, если испытывает огорчение от чего-либо, наверняка найдет компенсацию этому огорчению в удвоенной, точнее, бесконечно умноженной порции этой любви – жалости к себе.

А возможно ли применить Эмпатию в данном случае?



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Среда, 04.Ноября.2009, 00:49 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (lyolya)
А возможно ли применить Эмпатию в данном случае?

Чем может помочь эмпатия в этих чувсивах и восприятиях самого себя в состоянии самовлюбленности и жалости к себе в завуалированной гордыни, только одним углубится в своей гордыни и всё глубже самолюбоваться собой...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Среда, 04.Ноября.2009, 00:56 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Onesiya)
Души полные тьмы никогда не знают покоя. Такие люди несут на себе своего рода проклятье за совершённые прогрешения.

Да. душа, осознавая свои прегрешния, побуждаемая голосом совести через ВБЯ не может найти успокоения и стремиться к счастью, выискивая способы в этом мире каким образом получить успокоение для себя, как счастье. Стремясь его получить через любовь в страсти к комуто или чему то, можит выйти замуж или жениться, родить ребенка для себя или уйти в заботы бизнеса или, или, или, но всегда находит как и не получив удовлетворения продолжает омтаваться в беспокойном состоянии, проживая жизнь, как в аду, в конечном итоге приходит к выводу, что в этом мире счастья нет.
Нет родовых проклятий, как таковых просто в род собираютя люди с подобной отрицательной отработуой своих долгов, через завязанные отрицательные кармические узлы и чвсто даже родственники это в прошлом враги между собой и поэтому в таких родах разыгрываются целые войны в соответствии с силой страсти и невежества....
Quote (Onesiya)
Ну какая душа, рождённая от Бога, захочет взвалить на себя такой груз?

Quote (Onesiya)
Это наказание

Душа рожденная от Бога имеет качества служения другим бескорыстно принимает все тяготы, как благославения и служит с любовью и верой, пример Иисуса пример Иова и много примеров рожденных от Бога! А вот все люди рожденные от людей и от дьявола воспринимают это как наказание в страсти, а в невежестве, куак проклятие и всеми способами стремяться отказаться от этого, чтобы не страдать, не осознавая, что это их собственная благость...
Quote (Onesiya)
Доброта может быть и не красива – она прекрасна! - да! Добрый человек прекрасен! трудно предвидеть и учитывать последствия своей доброты, но и это – долг. - верно. Доброта должна быть разумной и свободной от эгоизма.

Да верно в доброте нет эгоизма, но чем она отличается от сострадания? Что лучше быть добрым или сострадательным и какая разница между добром и состраданием???
ВОПРОС КО ВСЕМ!



Сообщение отредактировал
 
MaverickДата: Среда, 04.Ноября.2009, 10:19 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Да верно в доброте нет эгоизма, но чем она отличается от сострадания? Что лучше быть добрым или сострадательным и какая разница между добром и состраданием???
ВОПРОС КО ВСЕМ!

Вспоминая лекции Торсунова, я вспомнил его рассуждения. Когда человек добрый, он хочет, чтобы всем было хорошо, и действует соответственно. А сострадательный тоже может быть добрым, но сострадательный человек он способен наказать другого в его же благо, или дать ему не то, что он хочет, а то, что ему надо. Чтобы быть сострадательным, надо быть разумным.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Среда, 04.Ноября.2009, 10:50 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Maverick)
Чтобы быть сострадательным, надо быть разумным.

Максим, хорошо!
Быть сострадательным-это значит любить Бога БОЛЬШЕ. чем самого во всем! "...И кто потеряет душу во Имя Меня, тот спасет её в жизни вечной...."
Ждем мнения остальных!?

Но продолжаем размышлять над этими вопросами и дополняем, если есть чем дополнить свои размышления..! Не расслабляемся...?!!!



Сообщение отредактировал
 
lyolyaДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 00:28 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
если есть чем дополнить свои размышления..! Не расслабляемся...?!!!

Я нашла дополнение в одной из статей на нашем же сайте
Quote (Altjef)
как сказал Майтрейя в одном из поучений, данных им Асанге, "вода сострадания течет по каналу любящей доброты".

То есть доброта является как бы проводником сострадания, не родись доброта в душе не вырастет сострадание. Доброта - это как зерно, посаженное в землю, из которого вырастает прекрасное дерево сострадания. И чтобы выросло дерево зерно должно умереть:
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.(Мар.8:35)
Чтобы что то родилось, что то должно умереть. Из сострадания рождается любовь:"13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Иоан.15:13). А высочайшая степень любви самопожертвование. Дерево дает плод, как и сострадание само по себе дает плод, Но когда дерево сгорает, оно дает свет и тепло и своей жертвой сохраняет жизнь тем кто греется у огня и насыщается светом и готовит пищу на огне.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 02:01 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные
Награды:  +





lyolya,
Quote (lyolya)
Доброта - это как зерно, посаженное в землю, из которого вырастает прекрасное дерево сострадания.

Quote (lyolya)
И чтобы выросло дерево зерно должно умереть:

Я правильно понял Вас, чтобы родилось сострадание, то добро во мне должно умереть?
Но тогда , если в человеке нет добра оно умерло, то может разве такой человек стать и иметь сострадание??
Но процессы сгорания дерева Вы объяснили, видно, что в школе усвоили...И кто приэтом, что получит в результате, тоже както ясно стало...

A на вопросы;"
Quote (Altjef)
Да верно в доброте нет эгоизма, но чем она отличается от сострадания? Что лучше быть добрым или сострадательным и какая разница между добром и состраданием???
"
--- я так и не нашел в Вашем топе ответы и на поставленные вопросы?!

Както получилось похоже на это, вопрос:" Сегодня у Вас небо голубое и светит солнце?"-ответ: Я сегодня утром делала себе на завтрак глазунью и у меня убежало кофе, но я не расстроилась, так как, когда я его снимала с огня - оно обожгло мне руку!"

- Вывод - отлично пообщались я теперь знаю какая у Вас погода?...
Прикрепления: 0834891.gif (36.1 Kb)



Сообщение отредактировал
 
lyolyaДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 11:37 | Сообщение # 13
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
- Вывод - отлично пообщались я теперь знаю какая у Вас погода?...

ну вот я же говорила о погрешности на искажения ума.



Сообщение отредактировал
 
MaverickДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 12:22 | Сообщение # 14
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Быть сострадательным-это значит любить Бога БОЛЬШЕ. чем самого во всем!

чем самого себя?



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 12:24 | Сообщение # 15
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (lyolya)
ну вот я же говорила о погрешности на искажения ума.

Прекрасно, что есть на кого свалить ответственность?!
Но как всётаки насчёт ответов на поставленные вопросы???
surprised surprised surprised



Сообщение отредактировал
 
MaverickДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 12:29 | Сообщение # 16
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
правильно понял Вас, чтобы родилось сострадание, то добро во мне должно умереть?

ахахахахахахахахахахахахахахахахахахахахахах biggrin biggrin biggrin biggrin biggrin



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 12:52 | Сообщение # 17
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Maverick)
Quote (Altjef)Быть сострадательным-это значит любить Бога БОЛЬШЕ. чем самого во всем! чем самого себя?

А человек больше всего и чаще любит всё , что приносит ему удовольствие(счастье), но если перестает приносит , то он ищет , кто виноват и конечно находит кто...
А речи о том, что нельзя потрогать вообще не идет,но просьбы и желания отправляются систематически...

Понаблюдайте каждый сам за собой?



Сообщение отредактировал
 
OnesiyaДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 13:42 | Сообщение # 18
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Да верно в доброте нет эгоизма, но чем она отличается от сострадания? Что лучше быть добрым или сострадательным и какая разница между добром и состраданием???

Думаю, что выбрать не получится. Нужно быть и добрым и сострадательным. Думаю, что доброта может проявляться и без сострадания, от щедроты душевной. Скажем, Дед Мороз раздаёт конфеты. Ведь при этом он может даже не смотреть кому даёт. Другой вопрос, если он протягивает конфету, желая вызвать улыбку на лице, добавить праздника.
Что касается сострадания, то это всегда проявление личного отношения.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 14:07 | Сообщение # 19
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Onesiya)
Что касается сострадания, то это всегда проявление личного отношения.

Извините, но что Вы понимаете под проявлением личного отношения?



Сообщение отредактировал
 
OnesiyaДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 14:27 | Сообщение # 20
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Извините, но что Вы понимаете под проявлением личного отношения?
- личное отношение, это когда ты хотя бы останавливаешь своё внимание на чём-либо. Обычно при этом мы чисто автоматически испытываем определённые эмоции, что и формирует наше отношение. Хотя, ведь делать добро можно и без какого-либо суждения. Если мы видим, что кто-то упал и ему нужно помочь, мы же не станем рассуждать, нравится нам этот человек или нет.
Сострадательные люди, как правило, добрые. Думаю, что сострадание может родиться только в добром сердце. Знаете, думаю, что сострадание возможно и без каких-либо отношений. Это или есть, или нет. Если человек сострадательный, то он не будет раздумывать, сострадать тому или иному или нет. Он просто иначе не может.



Сообщение отредактировал
 
MaverickДата: Четверг, 05.Ноября.2009, 22:29 | Сообщение # 21
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
А речи о том, что нельзя потрогать вообще не идет

имеется в виду Бог, и все, что относится к духовной сфере?
Quote (Altjef)
но просьбы и желания отправляются систематически...

что это значит? кому просьбы, в молитвах Богу?



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Пятница, 06.Ноября.2009, 00:45 | Сообщение # 22
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Maverick)
Quote (Altjef)А речи о том, что нельзя потрогать вообще не идет имеется в виду Бог, и все, что относится к духовной сфере?

Да, о духовном и не видимым глазом и нет возможности потрогать как материю....
Quote (Maverick)
Quote (Altjef)но просьбы и желания отправляются систематически... что это значит? кому просьбы, в молитвах Богу?

Да именно к Богу...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Пятница, 06.Ноября.2009, 11:26 | Сообщение # 23
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Onesiya)
Нужно быть и добрым и сострадательным.

Сострадание в себе несет добро! Но добро не имеет в себе сострадания.
Quote (Onesiya)
Обычно при этом мы чисто автоматически испытываем определённые эмоции, что и формирует наше отношение. Хотя, ведь делать добро можно и без какого-либо суждения.

Добрый поступок построен на бескорыстии, а без бескорыстия нет добра как и многих других качеств благости. Не эмоции должны подвигать человека на совершение доброго поступка, а желание помочь ему.
Иы обязаны сначала предложить помощь... Всё зависит какое падение Вы рассматриваете, ведь падения могут быть не только физические...
Quote (Onesiya)
Если мы видим, что кто-то упал и ему нужно помочь, мы же не станем рассуждать, нравится нам этот человек или нет.

Мы первое, что обязаны сделать спросить, нуждается человек в помощи...Падения бывают разного плана....
Quote (Onesiya)
Знаете, думаю, что сострадание возможно и без каких-либо отношений.

Сострадание подразумевает и дкйствия, при условии, что готовы принять от Вас помощь. Для сострадания как чувства не обязательны какие либо отношения, но можно перепутать его с жалостью...Всетаки сострадания подразумевают и действия...

Quote (Onesiya)
Если человек сострадательный, то он не будет раздумывать, сострадать тому или иному или нет. Он просто иначе не может.

Но почему нет, если он не можит удержаться от того, что его не просят, то он скорее всего желеет...Так ка сострадание -это действие и отличается от действий с позиции добра...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Пятница, 06.Ноября.2009, 13:58 | Сообщение # 24
Группа: Удаленные
Награды:  +





Благодарю ВСЕХ, кто принял участие в обсуждении вопросов!

Доброта и Сострадание!

Каждый за время этой работы возможно и смог оценить свой уровень данных качеств.
Попробуем подвести небольшой итог.
Каждый человек может совершать добрые поступки и наоборот, но поступок не говорит о том, что этот человек добрый. НЕ каждый может быть сострадательным, так как если он не воспитал в себе качество характера доброту, то есть не обладает ясными знаниями о добре, то он вряд ли сможет сострадать, чаще всего он жалеет. Но сострадательный человек всегда проявляет доброту, так как осознает положении, в котором находится другой и знает что ему предложить, что бы тот исправил своё состояние и приобрел новый уровень счастья. Добрый человек помогает другому, но не знает, что на самом деле ему может помочь, просто стремиться дать то, что ему не хватает, да и не всегда стремится узнать, что необходимо лучше в данной ситуации.
Этим отличается добро от сострадания, они естественно взаимосвязаны, воспитав в себе как качество характера доброту, мы можем воспитывать и сострадание, как качество личности, но все это является знаниями. Качества характера не возможно правильно применять или использовать полагаясь или на автоматические спонтанные эмоции , или чувствительность, что не свойственно знаниям.
Но знания дают чувства, которые постоянные и выражают черты характера, обличенные в знания, они постоянны, что показывает всегда при любых ситуациях состояние личности..
Ближе всего свой ответ по вопросу сформулировал кратко Максим, но не полностью постарался его раскрыть.

Желаю ВСЕМ СЧАСТЬЯ!
Прикрепления: 6222070.gif (8.2 Kb)



Сообщение отредактировал
 
lyolyaДата: Пятница, 06.Ноября.2009, 14:06 | Сообщение # 25
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Ближе всего свой ответ по вопросу сформулировал кратко Максим

Максим, мои поздравления!!!



Сообщение отредактировал
 
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Информация о разном... » Информационный раздел » Жалость, сострадание, эмпатия, доброта... (эссе из Словаря: Жалкость, Жалость, Жалость к себе,...)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: