В Бхагавад-гите говорится: «Живые чувства — выше мертвой материи, ум выше чувств, разум — выше, чем ум, а живое существо (душа) — еще выше, чем разум». [4]
Рассмотрим все по порядку. Первый очевидный уровень сознательной деятельности, это — чувственное восприятие.
Согласно философии санкхья, у нас имеется пять познающих чувств
(гьянендрия),
это — 1) зрение, 2) слух, 3) обоняние, 4) осязание, 5) вкус. Все живые существа воспринимают окружающий мир через свои материальные чувства,
(имеющие тонкоматериальную природу), которые подобны каналам или проводникам информации. По ним информация поступает в принимающее устройство — ум. Это — первый, самый поверхностный уровень сознания.
Ум является более глубоким уровнем сознательной деятельности. Этот уровень также достаточно очевиден: все мы склонны к различного рода рассуждениям, размышлениям, и другим видам умственной деятельности. Кроме того, ум управляет работой чувств, анализируя поступающую информацию и принимая решение.
Следующий уровень сознательной деятельности — разум или интеллект. Он, на первый взгляд, может показаться аналогичным предыдущему. Но, согласно Бхагавад-гите, существует тонкое различие между понятиями ума и разума. Веды дают более фундаментальное разъяснение понятию разума:
«Согласно философии веданты, функциями разума являются: размышление (вичар-шакти)
память (смрити-шакти) и способность различения (вивека-шакти)». [5] Итак, разум — еще более высокая и сложная субстанция, которая определяет программу жизнедеятельности человека. Память — это хранилище системы ценностей данного человека. Поэтому, если ум можно уподобить компьютеру, то разум — это программа действий данного компьютера. Наконец,последней, самой тонкой и непостижимой субстанцией, осуществляющей изначальную установку или программу данной личности, является эго. Слово «эго» в переводе с латыни означает «личность» и основной смысл в том, с чем отождествляет себя данная личность: либо с материальным телом, либо с духовной сущностью. В первом случае это называется «ложное эго», во втором — истинное. Таким образом, эго — состояние души, как носителя сознания.
Итак, в материальном мире душа обладает тонкой оболочкой ложного эго, а в чистом духовном — находится в изначальном состоянии.
Мы уже упоминали в нашей первой статье, что каждое понятие характеризуется своими функциями, и нет особого смысла ставить вопрос о природе данного явления, так как это различные эманации
(энергии) Абсолютной Истины, которая, по определению является изначальной субстанцией. Все попытки ученых определить элементарные понятия всегда сводились к замене одного неопределенного понятия другим
(молекулы через атомы, атом — через электроны и протоны т.д.). При этом элементарные понятия оказывались ничуть не проще сложных. Таким образом, мы можем определить ум, разум
(интеллект) и эго, как некие тонкие субстанции, осуществляющие перечисленные выше функции. Их существование подтверждается в источниках ведической традиции и может быть проверено в ходе использования данной философии в практической жизни.
Разновидности сознания.
Все живые существа материального мира зовутся «обусловленными», т.к. они сильно зависят от материальных условий окружающего мира. Это простое утверждение требует разъяснения, так как само по себе живое существо имеет трансцендентную природу
(пункт 4 введения). Но по условиям материального существования, сознание живого существа становится зависящим от окружающей природы. Ведическая философия говорит, что наше восприятие действительности подвержено иллюзорному воздействию материальной энергии.
«Все живые существа этого мира рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева».[4]
Это иллюзорное воздействие существует во всех сферах с. деятельности: чувствах, уме и разуме.
Иллюзия чувственного восприятия. В нашей прошлой статье мы рассмотрели четыре вида недостатков, присущих каждому человеку [2], в том числе и недостатки нашего чувственного восприятия.
Иллюзия ума. Мы зачастую не знаем, до какой степени мы подвержены иллюзии в повседневной жизни. Многие люди живут в соответствии с иллюзорной системой ценностей, например, они считают великим благом возможность употребления дорогих вин или американских сигарет, возможность играть в рулетку или неограниченно заниматься сексом. Хотя для большинства нормальных людей очевидна опасность и огромный вред этих излишеств, но множество людей под влиянием СМИ не видят в этом ничего плохого. Таких примеров можно привести множество.
Иллюзия разума. Главные иллюзии разума — это: принимать материальный мир, как вечную обитель, забывая, что мы будем вынуждены его покинуть. Поэтому материальный мир сравнивают со сновидением, которое рано или поздно закончится принимать материальные наслаждения, как источник счастья, хотя зачастую их последствия - прямо противоположны
Иллюзия ложного эго — самая главная иллюзия современной культуры, широко распространенная в мире — это отождествление человека со своим телом, хотя простое логическое заключение позволяет установить, что я не рука, не нога, не живот и т.д.
Поэтому в Ведах материальный мир называется миром иллюзии. В зависимости от развития своего сознания человек воспринимает окружающую действительность с той или иной степенью достоверности. Согласно ведическим источникам, существуют три разновидности сознания, в зависимости от степени иллюзорного воздействию материальной энергии.
Уровень благости (саттва-гуна).
Уровень страсти (раджа-гуна).
Уровень невежества (тама-гуна). Все эти типы с сознания определяются по их внешним признакам. Вот что говорит Бхагавад-гите об уровне благости: глава 14, стих 6.
«Гуна благости, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций (*). Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием.
КОММЕНТАРИЙ:Обусловленные живые существа делятся на несколько категорий. Одни из них наслаждаются ощущением счастья, другие активно действуют в материальном мире, а третьи совершенно беспомощны. Все эти виды психологических состояний определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. Тот, кто достиг уровня материальной благости, значительно расширяет свои познания, по сравнению с теми, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным страданиям. Причина счастья, которое испытывают такие люди, заключается в том, что, поднимаясь на уровень гуны благости, человек освобождается от груза греховных реакций. Однако, находясь в гуне благости, живое существо осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими людьми и таким образом обуславливается. Лучший пример тому - философы и ученые. Все они гордятся своими познаниями и, поскольку большинство из них живет в достатке, они испытывают своего рода материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к гуне материальной благости, и пока у них существует эта привязанность, они будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти гун материальной природы…»
Глава 14, стих 7. «Гуна страсти возникает из неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она заковывает обусловленную душу в кандалы материальной деятельности. КОММЕНТАРИЙ: В материальном мире гуна страсти заставляет мужчин и женщин испытывать влечение друг к другу: женщину влечет мужчине, а мужчину к женщине. Ради удовлетворения чувств человек в гуне страсти жаждет общественного или всенародного признания, мечтает о счастливой семейной жизни и т.д. Чтобы получить все это, человеку приходится работать, не покладая рук. Наслаждаясь плодами своего труда, он, как сказано в данном стихе, заковывает себя в кандалы материальной деятельности. Чтобы поддержать свой престиж, человек должен работать. Поэтому весь прогресс цивилизации это прогресс в гуне страсти. В былые же времена прогрессивной считалась цивилизации в гуне благости...»
(*) грех — это нарушение законов природы, данных свыше, которое неминуемо ведет к расплате в виде греховных реакций (страданий). Глава 14, стих 8. «Гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияния является безумие, леность и сон, которые связывают обусловленную душу. КОММЕНТАРИЙ. Гуна невежества является прямой противоположностью гуны благости. Находясь в гуне благости и обладая знанием, человек видит, что есть что, в отличие от того, кто пребывает в невежестве. Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, становится не способным отличить хорошее от дурного. Вместе того, чтобы продвигаться вперед, такой человек деградирует. Веды говорят, что задавленные гуной невежества, люди утрачивают способность видеть вещи такими, как они есть. Так каждый знает, что все его предки умерли, значит, он тоже умрет... Дети, которым он даст жизнь, тоже умрут в положенный срок. Таким образом, смерти не избежит никто. И все же люди неистово копят деньги и работают день и ночь, выбиваясь из сил. Никто из них не думает о вечной душе. …Это безумие делает их равнодушными к процессу духовного самоосознания. Такие люди необыкновенно ленивы. Когда им предоставляется возможность обрести духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. В них нет даже той жажды деятельности, которая присуща людям в гуне страсти. Поэтому характерной чертой человека в гуне невежества является то, что он спит гораздо больше, чем необходимо: десять, а то и двенадцать часов. Такой человек всегда выглядит подавленным и угнетенным, он часто принимает одурманивающие средства...».
Как видно из этих комментариев, существует глубокая связь между развитием сознания обусловленной души и окружающей материальной обстановкой. Таким образом, гуна благости — наиболее чистая и совершенная гуна в материальном мире, и смысл духовной практики состоит в постепенном развитии качеств гуны благости и вытеснении низших гун страсти и невежества.
Выводы: Cознание— это изначальная субстанция, энергия Абсолютной Истины, не определяемая через более первичные понятия и присутствующая во всех живых существах в различных формах жизни.
Главным препятствием на пути процесса познания трансцендентной реальности является иллюзорное восприятие действительности несовершенным сознанием, находящемся под влиянием низших гун материальной природы. Естественный способ избавления от этой иллюзии — это переключение сознания с материальных объектов и его сосредоточение на Высшей Абсолютной Истине.
Для реального осуществления этой программы, согласно Ведам, важны два фактора, о которых мы упоминали в начале нашей статьи:
а) необходимость авторитетного источника знания [2]
б) необходимость определенного процесса возвышения сознания, иными словами — духовной практики. Эти рекомендации осуществляются в практике различных систем йоги, что мы рассмотрим более подробно в нашей следующей статье.