Ты великий лучник. И даже если твоя цель хоть немного сдвинется, ты в нее все-равно сможешь попасть.
Ты можешь управлять своим луком и зрением, но своей целью ты управлять не можешь. Правдивый человек не переступает свои рамки. Будь устойчивым и укрепись в своем долге, потому что умелое его выполнение называется йогой.
- А что такое йога?
- Это, о чем я тебе и говорю.
ЙОГА – ЭТО ВЫПОЛНЕНИЕ СВОЕГО ДОЛГА, избавление от искушения во имя исполнения своего долга и способность оставаться неколебимым.
Арджуна, в этом мире есть два типа людей. Тот, кто медитирует и тот, кто действует. Тот, кто медитирует, пытается найти Господа внутри себя. Это путь знаний.
А тот, кто действует, пытается обрести Господа через действие.
Но невозможно освободиться от действий.
Поиск Господа – это тоже действие, поэтому, сын Кунти, есть два вида путей. Путь действия и путь знания.
- О, Кешава, тогда почему бы мне не пойти по пути знания?
-
Искать знания не означает перестать действовать. Жизнь без действия невозможна. До тех пор пока глаза видят, до тех пор веки смыкаются и размыкаются. Уши будут слышать.
Человек, который силой подавляет чувства, но при этом думает об объектах чувств, не является йогом. Он называется притворщиком. Йог не подавляет свои чувства, он просто контролирует их. Он не живет с закрытыми глазами. Передвижение тела без действия невозможно.
О, Партха, делать повседневные вещи лучше чем ничего не делать. Конечно, его глаза видят, но йог решает, что именно они должны видеть. И ни одно из его чувств не является полностью свободным. Это отличает йога от обычного человека.
Поэтому
действие очень важно для освобождения. Но действуй как совершенная личность.
Действия человека должны выполняться как жертвоприношения. Действия – как ритуал. Его цель – стать Божественным началом. Путь действия ведет прямо к Богу.
Жизнь становится бесполезной, если человек не участвует в цикле жертвоприношений.
Ни стремись к бесполезной жизни.
Тот, чье внимание сосредоточено только на себе считается грешником. Поэтому узнай свой долг и выполняй его. О, Партха,
желание обрести возмездие является истиной преградой. Оно подобно камню на шее. Оно не позволяет человеку подняться над самим собой. Оно ограждает личность от общества и толкает его в болото выгоды и потерь.
Общество не является частью тебя, ты сам являешься его частью. Значит твоя прямая обязанность – это благополучие всех людей. То, что принесет благо обществу, принесет благо и самому тебе.
Действие на благо людей – путь к твоему освобождению.
Эгоистичное действие – это грех. Оно уводит тебя от пути освобождения.
Помни, Арджуна, ты великий человек. Все остальные люди будут иди по тропе желания и жадности. Великие люди всегда являются примером. О, наследник Бхараты, даже невежды действуют, но из эгоистичной цели.
Действия йога не обладают корыстью, а направлены на благо всего мира.
Не отягощай свой ум, посвяти свои действия Мне. И сражайся в этой войне. Если смерть станет результатом выполнения долга, то она приемлема. Даже если ты убьешь своих старших или учителей соответственно своему долгу, тогда это не будет грехом. Если они погибнут, их смерть принесет только благо. Если погибнешь ты, твоя смерть так же станет благом. Поэтому – сражайся.
Путь истины не может стать путем греха. О, Партха,
сила чувств несомненно имеет могущество, но более великим является ум, более великим чем ум является разум, но еще более великой является душа.
Подними ее над чувствами, умом и разумом. Действуй без корысти и жадности, о, Партха. Научись отличать действие, бездействие и дурное действие.
- В чем же разница между этими понятиями, о, Кешаба?
- Действие свободное от желаний – есть бездействие.
Действие, которое не приносит блага обществу, является дурным действием.
Действие выше, чем бездействие.
Тот кто действует, находится выше бездействующего.
Тот, кто бездействует, не желает поощрения.
Это разумный человек.
Для него действие и есть вознаграждение.
За свои действия он не ждет возмездия. Он совершает следующие действия.
Огонь его знания сжигает гнев, вожделения, желания, горе, потери, счастье, обретение, успех и очищает его действия.
Поэтому, совершающий действия является тем, кто ни совершает их. Он всего лишь делает то, что важно для его жизни. Все остальное он совершает на благо общества. Даже не смотря на то, что он человек, он не осквернен грехом. Одно его существование уже благо для общества.
Такая жизнь является священным подношением Господу. Ты, так же должен сделать свою жизнь таким подношением.
Сожги дотла свои желания, жадность и гнев.
Неверующие и невежественные люди всегда сомневаются и попусту тратят свое время.
Они не находят счастья ни на земле ни на небе.
Поэтому, Арджуна, избавься от сомнений, пробуди в себе совершенную личность, иди по пути знания.
Отречение – это конечная граница знания.
- Ты славишь как путь отречения, так и путь действия.
- А разве они противоречат друг другу? Однако, один из них превосходит – это карма-йога.
- Почему? Как?
- Истинный отреченный поднимается над завистью и желанием. Он вне противопоставлений и поэтому он свободен.
Только глупец думает, что путь действия и отречения противоположны.
Мудрец так не думает.
Оставить действие, на самом деле означает – оставить эгоизм. Отречение невозможно без действия. Тот, кто следует по пути действия, имеет полное знание об этом. Что бы он ни делал, каждое его действие направлено на благо человечества. Поэтому на нем не лежит пятно греха. Так же как вода не может намочить лепесток лотоса.
Когда живое существо отказывается от всех наград, оно счастливо живет в замке с девятью вратами этого тела.
- О каких вратах он говорит?
- О, царь, Кршна имеет в виду глаза, уши, носовые отверстия, рот и отверстия выделения. Он на самом деле хочет сказать, что только человек, не обладающий желанием, может быть счастлив. Душа, охваченная желанием, не может быть счастлива.
- Я никогда об это мне думал.
- Если бы человек мог думать об этом, то зачем бы Кршна говорил об этом?
- Хорошо, продолжай.
Кршна говорит:
- Человек несчастлив потому, что его глупость покрыла мудрость.
Когда мудрость побеждает глупость, то можно увидеть, как сияет свет знания.
Таким образом, мудрецы, будучи смертными, обретают Господа. Им не нужно рождаться снова. Они обретают освобождение уже в обычной жизни.
О, Партха,
эта жизнь очень важна, потому что после нее ты не сможешь существовать, хотя твоя душа будет продолжать существовать. Поэтому сделай свою нынешнюю жизнь полной смысла.
ЗНАНИЕ – ЭТО СВЕТ. Обрети его. Если ты это сделаешь, ты уже не собьешься с пути.
Что в свою очередь даст тебе умиротворении.
Я – ИСТИННЫЙ ПУТЬ к этому умиротворению. Те, кто принимают Меня как Господа, Кто является другом всех живых существ – достигает умиротворения. Если ты принимаешь Меня как друга, послушай Меня и сражайся. Мир без этой войны не возможен.
Бегством от истины покоя не обретешь. Эта война – твоя религия.
Сражайся и не задумывайся о результате. Ни твое дело кто погибнет, а кто останется в живых. О, Панда, прими как путь то, что другие называют отречением. Сражайся без зависти, сомнения и честолюбия. Никто не может стать совершенным пока не принесет в жертву эти чувства.
Твоим долгом является пробудить душу. Пробудись ото сна, о воин. Твоя душа может стать тебе как другом, так и врагом. Тот, кто может управлять своим эгом, умом и чувствами станет другом самому себе.
А те, кто ими одержимы, не достигнут успеха.
Те, кто уравновешенны, найдут покой и единство с Господом.
Но те, Партха, кто идут на крайние меры, не смогут найти удовлетворения. В жизни должен быть баланс.
Те, кто живут такой жизнью, увидят, как исчезнут их несчастья. Как светильник горит в сильный ветер, так и его душа устойчива к соблазну.
Приведи к стабильности свою неспокойную душу.
Это и будет решением твоих проблем. Взгляни на Меня, о, Арджуна, взгляни на Меня. Те, кто видят Меня во всем, никогда не собьются с пути.
Я никогда не забываю о тех, кто помнит Меня. Такой человек живет в этом мире, но все же он продолжает жить во Мне. О, Арджуна, личность, которая равно относится как к боли, так и к удовольствию, считается совершенной.
- Но даже совершенный ум может сбиться с толку.
- Конечно, может.
- Кешава, тогда как же можно достигнуть Господа? Можно ли сказать, что тот, кто сбивается с пути, обречен?
- Ни на земле ни на Небе, человек, который совершает хорошие поступки не может быть обречен.
О, сын Кунти, придайся Мне всем сердцем. Прими у Меня прибежище, и Я дам тебе полное знание.
Я - АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА.
Источник