[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Altjef, Exoret_Exordas  
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Вопросы и ответы для интересующихся » Необходимость покаяния... » ПОКАЯНИЕ НАЧАЛО ПУТИ («Очерки христианской этики»)
ПОКАЯНИЕ НАЧАЛО ПУТИ
Exoret_ExordasДата: Понедельник, 26.Октября.2009, 01:35 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные
Награды:  +





ПОКАЯНИЕ НАЧАЛО ПУТИ

Время от времени в человеческих обществах, даже вполне утративших религиозные основы жизни, а значит - находящихся в крайних стадиях саморазрушения, - всплывает странное, малопонятное и романтическое слово - покаяние. Оно появляется, когда в обществе заметно чувствуется и переживается упадок нравственного строя, когда общество, как принято говорить, «дичает». Это означает, что обществом в целом и немалым числом его членов движут наиболее низменные, животные, эгоистические инстинкты; все люди, предметы, идеи, переживания оцениваются и используются как средства для достижения своих личных целей или как препятствия к достижению этих целей. Наконец, становится действующим и почти формальный показатель падения нравственности - рост уголовной преступности. Когда становятся слишком очевидными разрушительные тенденции в обществе, наиболее ответственная и совестливая его часть начинает искать выход из почти безвыходной ситуации. И тогда в качестве одного из выходов всплывает нормальное для религиозного сознания слово «покаяние».
Впрочем, внедряемое в нерелигиозную структуру общества, оно не может надолго удержаться в общественном сознании и морали. Во-первых, потому что оно очень быстро замусоливается по различным газеткам и в таком виде становится никому не нужной побрякушкой; во-вторых, потому что, лишенное своего религиозного содержания, оно теряет и нравственный смысл. Покаяние, даже когда оно ориентировано социально, в жизни всегда раскрывается только личностно, что не вполне понятно для нерелигиозного сознания. Для нерелигиозного сознания существует почти исключительно информационный смысл покаяния, не требующий никакой нравственной работы: «Мы были не правы». При этом, как правило, из «мы» явно исключается «я», что автоматически превращает «мы» в «они», и покаяние требуется от каких-то «их». Ясно, что от такого покаяния даже гнилых плодов ожидать невозможно.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОКАЯНИЯ
Остро переживаемое покаяние (раскаяние) - явление довольно редкое, особенно в нерелигиозной среде - именно потому, что эта среда культивирует удовлетворение самооправданием или импульсивными порывами «улучшить» нравственно свою душу и жизнь хотя бы на каком-нибудь жизненном материале. Но порывов хватает ненадолго; жизнь течет своим чередом, и лишь временами гложет совесть. Некоторые люди в психологических порывах покаянного типа находят своеобразное удовлетворение, радостно переживая свою тонкость и совестливость; порою они даже отчасти стимулируют подобные опыты. Но, в сущности, такие опыты никакого отношения к подлинному покаянию не имеют; в них содержится утверждение индивидуальности на высоком психологическом уровне, а в этическом отношении они скорее имеют отрицательное значение, чем положительное. Это - игра в покаяние.
Впрочем, у таких людей, как и у всех вообще, порою действуют подлинные жизненные покаянные мотивы, но обычно они сознанием не оцениваются, а являются как смутные, хотя и верные переживания. Внимательный и точный наблюдатель нравственной жизни человека отметит, что нет в мире людей, полностью лишенных покаянных чувств. Причина этого очень проста. В каком бы самообольщении ни находился человек, знание собственного несовершенства для него - не тайна. Порою перед ним открывается его беспричинная злоба, или жадность, или зависть, или обжорство или что угодно еще. И видение подобных собственных проявлений может вызвать в нем хотя бы легкое чувство стыда. И тогда, значит, покаяние не вполне мертво в нем.
Правда, редко и мало кто рассматривает такие казусы в глубоком созерцании полной разрухи человеческого естества и в частности - собственной личности. Обычно на это обращается легкое личное внимание, как на частные случайности либо как на врожденные психологические свойства, хотя и не очень приятные, но, в общем, терпимые, тем более что с этим ничего не поделаешь. И чем слабее врожденное нравственное чувство, которое хотя бы в самых общих чертах показывает и дает возможность пережить добро и зло, тем менее это чувство развито воспитанием; напротив, чем больше общество делает, чтобы затушить это чувство, - тем меньше обращается личного внимания на эти «малозначительные» несовершенства и тем меньше горечи они вызывают, а с течением времени становятся удобными и «нормальными». Но покаяние никогда не умирает вполне. Оно просто убегает от света сознания, которое и само-то оказывается в таких случаях нечистым и вялотекущим, загоняется в темные иррациональные глубины, где порою мерцает неярким, но грозным свечением и может быть наблюдаемо лишь острым взором одаренного психолога. Разумеется, это не подлинное живое покаяние, обновляющее душу, но смутные ростки и острые надломы пустого и бессодержательного недовольства, заглушаемого наркотическими бегствами от действительности: разные увлеченности и пристрастия, телевизор, пьянство, игры (взрослые и детские), - все для прикрытия бесплодного, нерелигиозного покаяния, разрешающегося в иссушающее отчаяние.
Но даже и такое неопределенное и несознательное покаяние, так мало похожее на реальное и содержательное возрождение, не бесценно, что особенно понятно в свете христианского знания о человеке, его сотворении и падении. Даже и не имея богооткровенного знания, душа смутно ощущает свое идеальное бытие: и то, что оно некогда осуществлялось как реальное; и то, что человек некогда ниспал с высот этой реальности; и то, что эти идеальные задачи продолжают как-то стоять перед его личностью, но остаются невыполненными, а даже отчасти и невыполнимыми. От этого в душе зреют семена трагической нецельности и неисцельности. Человек чувствует и практически видит ошибочность многих своих решений, суждений, оценок, предпочтительностей, выборов и проч. Он видит, как часто оказывается в плену предвзятостей, обольщений, завывающих сладкими голосами сирен, сулящих ложные свободы, пустых и мелочных желаний, в плену ложных авторитетов и надутого общественного мнения, в плену у собственной плоти или дурацкой психологии, непрерывно вертящейся в порочном круге зудящих помыслов, окружающих центр души писклявым и серым комариным облаком.
Он видит, как напрасно тратятся усилия (которых надолго и не хватает), направленные на созидание личности, и как в потоке нравственного безволия легко разрушается его «я», раздробленное, нецельное, малоинтересное. Он видит, в каких странных интерпретациях выстраиваются человеческие отношения (включая и его взаимоотношения с другими людьми). Он видит социальную разодранность мира, в которой он принимает, по крайней мере, пассивное участие. Наконец, он видит свои многообразные предательства. И даже если все эти созерцания остро и болезненно взывают к необходимости изменений - реальность и точность изменений невозможны без постановки ненадуманных и необходимых задач.
Но и сами эти задачи не могут стать плодом «мудрого обдумывания» или тонкой личной интуиции, потому что если исходить только из этих источников, многочисленные ошибки вероятны, а пожалуй что - и гарантированы. Потому что верные этические задачи должны быть «ниспущены» свыше, а личностью лишь приняты - как приемником, настроенным на нужную волну, - и усвоены. Разумеется, вполне такой вариант развития личности может осуществляться лишь в религиозном сознании, потому что нравственное чувство не просто «подсказывает» (при этом - не всегда верно) правильные частные нравственные решения, но согласует их с принятыми религиозными знаниями, а в случае их нарушения - особенно остро реагирует, создавая покаянную ситуацию. Таким образом, для религиозно ориентированных слоев покаяние оказывается неизбежной и постоянной составляющей традиционного нравственного пути (преимущественно для христианства). Но и для людей, не ориентированных религиозно, по существу те же самые процессы протекают, только не так определенно и значимо. По психологическому механизму и общему нравственному устройству покаяние вызывается двумя взаимосвязанными мотивами: во-первых, осознанием собственного несовершенства, особенно - если оно выражается в демонстративно-разрушительных формах; и, во-вторых, желанием видеть себя в состоянии, более близком к идеалу, чем в наличной данности. Если первое или второе «не работает» в личности, покаяние либо представляется излишним, либо становится бездеятельно-мечтательным. В обычной, особенно во внерелигиозной общественной ситуации оба мотива «работают» слабо, ибо нравственное чувство ослаблено поверхностным знанием нравственного закона, а совесть спит.
Но даже и в крайних случаях нравственного расслабления, при всех искажениях нравственного сознания порою и в обществе в целом, и в любой человеческой личности начинают мерцать покаянные импульсы. Кратковременные, редкие и бесплодные, они имеют одно (по крайней мере - одно) значение - свидетельствовать и о необходимости, и о неизбежности, и о всеобщности покаяния как важнейшей составляющей нравственного бытия вообще.
В профанном нравственном опыте покаяние обычно довольно глубоко спрятано в тайниках человеческой души. Более того - порою оно и вовсе выполняет прямо противоположные по своему назначению нравственно-психологические функции - например, утверждает человека в ощущении особой значимости его тонкого духовного опыта, давая возможность увидеть не сравнимую с другими ценность своего совестливого мироощущения; - либо уводит в область психопатологии.
Но даже и такие искаженности для серьезного наблюдателя дают возможность осознать, что существует и подлинное покаяние с его жизненным содержанием и глубоким смыслом.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Понедельник, 26.Октября.2009, 01:38 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные
Награды:  +





СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЯНИЯ
Каков же истинный смысл и содержание покаяния? Обычно, когда это слово поминается даже и во внешней (по отношению к христианству) прессе, его общий смысл интуитивно улавливается более или менее одинаково, если имеется хоть какая-то решимость его принять. Чаще всего покаяние понимается как признание своей личной или общественной неправоты. Но даже это простое понимание встречает множество вопросов.
Во-первых, осознание неправоты может появиться лишь тогда, когда человек признает какие-то законы правды, которые он преступил. Если эти законы не осознаются им религиозно как данные объективно Божественной Личностью, он сам является для себя законодателем. Более или менее бессознательно он составляет для себя нравственные нормы, обычно признанные в том общественном слое, который для него авторитетен. Многие из этих норм имеют условный, преходящий и необъективный характер.
Покаяние не может открывать свой совершенный смысл, когда оно опирается на собственные нравственные законы. Подлинное покаяние опирается только на высший религиозный закон и видит свою неправоту в свете этого закона (как его нарушение).
Покаяние может стать не абстрактным призывом и не простым ощущением сердца, а живым и реальным действием лишь тогда, когда своя неправота указывается движением души, которое называется совестью. Но совесть у одних людей работает всегда тонко, остро и мучительно; у других - всегда спит; у третьих же (у большинства) иногда достаточно точно указывает на нарушение нравственного закона и наполняет сердце силь ным переживанием, но чаще - непонимающе молчит.
Покаяние - это состояние и переживание трудное и неудобное, оно держит душу в состоянии напряжения, порою непереносимого, из которого могут быть только три выхода. Первый состоит в своевольных попытках исправлять некоторые нравственные ошибки, но это требует огромных волевых и жизненных усилий. Второй -поиск самооправдания. Легче всего его осуществить, перенося вину с себя (своего общества, своего народа) на других или, что обычнее, - на обстановку, ситуацию, те обстоятельства жизни, в которых кажется возможным только такой тип поведения. В таком самооправдании совесть удовлетворенно замолкает - до очередного сильного нравственного потрясения.
Наконец, третий выход реализуется в покаянии подлинно религиозном. В таком покаянии совесть не может никогда засыпать, потому что ее свойство - знать объективный нравственный закон, и видеть свои отклонения от этого закона, и осознавать причину этих отклонений только в себе самом, и переживать эти нарушения как собственное предательство.
В нерелигиозном бытии нарушение нравственного закона в довольно редких случаях осознается и переживается как вина, потому что сознание и переживание вины всегда личностно, как вины перед кем-то. Чаще всего вина переживается лишь при нанесении обиды другому человеку, другой личности. Правда, известно, что обида гораздо острее переживается обиженным, чем обидчиком. Нередко, когда обиженный прямо говорит о своей обиде, обидчик оказывается неспособным увидеть свою вину.
Такого рода ситуации очень характерны, например, в семейных коллизиях, особенно в отношениях муж-жена (но не только; раньше в больших семьях очень частыми были коллизии обиды с участием тещи и зятя или свекрови с невесткой). Тогда обычно каждый из членов семьи ощущает себя обиженным, а своего родственника - обидчиком.
Но ситуации обиды составляют сравнительно небольшую часть нравственных преступлений. И если такой ситуации налицо нет, а нравственная нечистота переживается, то такое переживание, как правило, не сопровождается чувством вины. Например, два человека находятся в нравственном преступлении, которое на христианском языке называется блудом. Они не приносят никому обиды, и даже если совесть дает сигнал нарушения нравственной нормы, это нарушение в нерелигиозном мире не рассматривается как вина, потому что нет субъекта, перед которым можно было бы осознавать вину.
Но когда верующим сердцем переживается связь с Богом одновременно как с Создателем, Законодателем и любящим Отцом, чувство вины во всех случаях нарушения религиозного закона, вины перед Божественной личностью неизбежно. Поэтому содержание и смысл покаяния могут лишь в незначительной степени раскрываться в нерелигиозном сознании. По содержанию нерелигиозное покаяние не полно, потому что огромное пространство греха порока не переживается в плане вины (без чего покаяния не бывает). По смыслу оно слабо ориентировано, потому что совершается почти исключительно в области непродуктивных полумечтательных, полупротивных эмоций.
Наконец, нерелигиозное покаяние по своей сути бесплодно, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, даже если многими стараниями, последующими после нравственного преступления, как бы перекрывается ущерб, нанесенный грехом, сам по себе грех никак не может быть снят, да это и невозможно помимо силы Божией. Поэтому все грехи от отрочества до последних дней жизни неизбежно остаются «висеть» на душе нехристианина, и тяжесть их, даже если она не ощущается, увеличивается с каждым днем.
Да и так ли уж часто имеется действительное стремление уменьшить реальный груз греха? А когда есть стремление, хватает ли для этого сил и возможностей? Опыт показывает, что собственных нравственных усилий достает на очень немногое, чтобы изменить нравственную ситуацию своей жизни. На одних порывах нравственная жизнь не удерживается.
Таким образом, и по конкретным плодам результаты покаяния оказываются (когда они вообще есть) слишком ничтожными. В жизни христианской человек христианин знает, что при его покаянии Бог, во-первых, уничтожает тяжесть совершенного греха, а во-вторых, дает силы не повторять его впредь. Итак, только христианское сознание дает возможность увидеть и пережить подлинные смыслы и содержание покаяния. Имея основанием верно осуществляемого внутреннего и внешнего поведения Божественное откровение в Священном Писании и Предании, христиане руководствуются тем самым и набором критериев для оценки своих нравственных ошибок. Более того, эти ошибки не только распознаются, но и переживаются горько с чувством вины за свое предательство перед Богом, что в нерелигиозном покаянии невозможно. Наконец, главный смысл религиозного покаяния состоит не только в переживании стыда и вины, но и в освобождении от греха.

ПОЛНОТА И ЭТАПЫ ПОКАЯНИЯ
Безукоризненное психологическое переживание покаяния может совершаться не обязательно только в христианском, но уж непременно в религиозном сознании. Классическим образцом такого переживания, наполненным живым содержанием, является известный пятидесятый покаянный псалом царя Давида, принятый в ежедневном молитвенном чтении христианина.
Вот этот псалом:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (всегда). Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом (пучком травы) и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко, аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит. Ублажи, Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы».
Здесь приведен этот псалом в обычном для церковного чтения славянском переводе, в частности - и для того, чтобы читатель, обладающий духовным вкусом, мог убедиться в высокой духовной и нравственной красоте славянского языка. Познаваемое умом содержание не меняется, конечно, в русском переводе, но глубина священного смысла уплощается.
Очень полезно, и небесплодно всмотреться в этот выдающийся религиозный образец психологической структуры покаяния.
Кающаяся личность обращается прежде всего к милости Божией: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». В этом вопле слышится признание, что ни по делам кающегося, ни по законам справедливости ему не может быть оправдания и пощады, а только суровый приговор, и ему не на что надеяться, кроме благосклонности Суда. Только помилование может спасти. (Поэтому самое обычное, самое частое молитвенное обращение в церкви: Господи помилуй.) Помилуй, то есть примени тот закон, который гораздо выше закона любой, даже самой высокой справедливости: закон великой милости Судии. Обратившийся и кающийся знает, что Тот, к Кому он обращается, имеет эту великую милость, это, говоря поэтически, множество щедрот, по которым Он не только может простить кающемуся его грех, но и совершенно очистить его от греха. «По множеству щедрот Твоих, изгладь (очисти) беззакония мои...»



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Понедельник, 26.Октября.2009, 01:39 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные
Награды:  +





Итак, слово «помилуй» включает в себя и знание о превышающей все нравственные нормы любви Бога, к Которому можно обращаться, и понимание безмерности своего нравственного падения. Здесь также берет начало амартология (учение о грехе). В псалме оно предлагается в лаконичном и одновременно эмоционально-поэтическом изложении, но внимательный взгляд наблюдает здесь поразительную полноту, так необходимую в подлинном покаянии.
Прежде всего, слова «очисти беззаконие мое» дают возможность увидеть грех и как нравственную нечистоту, и как нарушение нравственного закона (беззаконие). Принципиального различия между этими явлениями и понятиями нет. В первом значении (нечистота) обращается более внимание на эмоциональную оценку (личную или общественную), связанную с внутренним ощущением греха. Во втором значении важна, прежде всего, соотнесенность греха с объективным нравственным законом. Грех не просто неверное поведение - по собственным представлениям о том, что верно или неверно, или нарушение принятых в определенном обществе нравственных установлений, - но невыполнение данного Богом нравственного закона: беззаконие. Нравственное беззаконие (грех) вызывает покаянные переживания только тогда, когда оно оказывается и фактом личного нравственного сознания, и душевной горечи: мне трудно жить, я постоянно перед собой вижу грех свой - «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мною». Это видение чем постоянней, тем острее казнит и терзает душу.
Какую бы обиду или оскорбление ни нанес человек другим людям и как бы ни была тяжка его вина перед ними, - эта вина вторична по сравнению с виной перед Богом - виной в нарушении нравственного закона. Царь Давид, совершивший грехи убийства и прелюбодеяния, ясно понимает это: «Тебе, Тебе Единому я согрешил и лукавое пред очами Твоими я сделал». Вообще человек, остро переживающий нравственную ситуацию, всегда ощущает себя находящимся на непрестанном нравственном Божием суде. И так как закон свят, а человек пред лицом закона никогда не бывает чист, он видит всегда правоту выносимого ему обвинительного приговора: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Вообще нравственная тяжба с Богом возможна лишь в той - по сути странной, а по реальности обычной - ситуации, в которой человек априорно готов всегда видеть свою правду, что в конфликтной ситуации возможно лишь тогда, когда «другой - не прав». В случае с Богом - Бог «не прав» или по «излишней» строгости закона, или по «подведению под закон» внезаконных ситуаций. Именно в таких обстоятельствах человек слабого религиозного и покаянного сознания ропщет и негодует. Покаянное же чувство говорит: «Бог всегда прав. А я не буду настолько нелеп, чтобы вступать с Ним в распрю».
Горечь подлинного покаяния не уменьшается, а усиливается от сознания родовой неизбежности греха - «Вот я в беззакониях зачат есмь и во грехе родила меня мать моя». В этих словах нет, конечно, хамской попытки самооправдаться и обвинить в природной склонности ко греху своих родителей, что так свойственно грешникам и некающимся. Здесь - осознание природной склонности к греху и понимание значения грехопадения первых людей в контексте общей греховной истории, включающей грех каждого человека.
В последующих словах - «безвестная и тайная явил ми ecи» - дается понять, что тяжесть греха возрастает при дарованном Богом видении глубины духовной жизни: кому больше дано, с того больше спросится.
За этим следует учение о таинственном смысле покаяния. И вновь царь Давид обращается к своему излюбленному образу - «очищение», которое как особое действие Божественной благодати освобождает человека от греха: «Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега». Кропление иссопом и омовение - это образы, которыми открывается таинственно-ритуальная (со стороны Церкви) реальность. Бог непостижимым для неверующего человека действием совершает внутреннее изменение, преображение человека. Только при таком преображении возможно и изменение и эмоционально-сердечной окраски души.
«Дай мне услышать радость и веселие - и возрадуются кости, Тобой сокрушенные». В чувственном составе покаяния раскрываются два мотива: печаль, которая так слышна в начале псалма, и радость, которая начинает слышаться отселе. И это понятно, поскольку главным трагическим следствием греха было разлучение человека с Богом, а главным результатом покаяния ставится воссоединение с Богом того же человека, очищенного Божьею силою. Для этого бывший грех «пред лицом Бога» должен стать как небывший. «Отврати лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои».
В развитии покаяния Давид переходит от конкретного греха, послужившего поводом к покаянию, ко всем своим грехам. Ибо грех не случайность, а закономерность в целой цепи грехов, которая, в свою очередь, - закономерность, исходящая от греховной природы человека. К ней и необходимости её исправления и переходит теперь в покаянном своем движении Давид; ведь если искаженная грехом его природа останется прежней, она вновь и вновь будет рождать новые грехи.
Но Давид ищет полноты покаяния, предлагая в своем псалме образец такой полноты. Он делает мужественный шаг, на который решаются далеко не все, искренне стремящиеся к покаянию. Люди, даже религиозно ориентированные, большей частью не приходят к сознанию необходимости коренных изменений, но лишь в некоторой «подчистке». Измениться, стать совсем другим - страшно. Подлинное покаяние нуждается в мужестве. «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня». Это означает коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических самолюбивых и своевольных установок; это означает поворот и обращение любящего сердца к Богу и к людям; это означает новую душевную светлость, презирающую и ненавидящую грех.

Протоиерей Владислав Свешников
«Очерки христианской этики»



Сообщение отредактировал
 
MaverickДата: Суббота, 31.Октября.2009, 18:26 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
«Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня». Это означает коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических самолюбивых и своевольных установок; это означает поворот и обращение любящего сердца к Богу и к людям; это означает новую душевную светлость, презирающую и ненавидящую грех.

Именно этого я и хочу!!!... Почему это так сложно??
Quote (Altjef)
Он видит, как часто оказывается в плену предвзятостей, обольщений, завывающих сладкими голосами сирен, сулящих ложные свободы, пустых и мелочных желаний, в плену ложных авторитетов и надутого общественного мнения, в плену у собственной плоти или дурацкой психологии, непрерывно вертящейся в порочном круге зудящих помыслов, окружающих центр души писклявым и серым комариным облаком.

Нравятся мне эти слова... как и вообще слог этого автора =)
Quote (Altjef)
Но совесть у одних людей работает всегда тонко, остро и мучительно

У меня она работает остро и тонко, но не мучительно. Она говорит "сделай так, потому что это правильно". А иногда ищет лучшего варианта из нескольких.
Quote (Altjef)

Здесь приведен этот псалом в обычном для церковного чтения славянском переводе, в частности - и для того, чтобы читатель, обладающий духовным вкусом, мог убедиться в высокой духовной и нравственной красоте славянского языка. Познаваемое умом содержание не меняется, конечно, в русском переводе, но глубина священного смысла уплощается.

Неправда. Главное - чтобы была связь с разумом, а на каком языке - не так важно, а тем более нужно жить в соответствии с временем. Время старославянского языка ушло.
Quote (Altjef)
Например, два человека находятся в нравственном преступлении, которое на христианском языке называется блудом. Они не приносят никому обиды, и даже если совесть дает сигнал нарушения нравственной нормы, это нарушение в нерелигиозном мире не рассматривается как вина, потому что нет субъекта, перед которым можно было бы осознавать вину.

Правильно, Бога-то мы забыли и не любим Его, раз заповеди не соблюдаем.
Quote (Altjef)
Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя

Мне одна женщина в поезде доказывала, что детей маленьких надо крестить, потому что они с рождения не чисты, т.к. зачаты в беззаконии. То, что законный брак не является беззаконием, она не поняла.



Сообщение отредактировал
 
lyolyaДата: Понедельник, 09.Ноября.2009, 16:57 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (Altjef)
Кающаяся личность обращается прежде всего к милости Божией: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». В этом вопле слышится признание, что ни по делам кающегося, ни по законам справедливости ему не может быть оправдания и пощады, а только суровый приговор, и ему не на что надеяться, кроме благосклонности Суда. Только помилование может спасти. (Поэтому самое обычное, самое частое молитвенное обращение в церкви: Господи помилуй.

Я тоже сегодня читаю этот псалом и прошу о помиловании.

Quote (Altjef)
Какую бы обиду или оскорбление ни нанес человек другим людям и как бы ни была тяжка его вина перед ними, - эта вина вторична по сравнению с виной перед Богом - виной в нарушении нравственного закона.

и это тяжело.

Quote (Altjef)
«Тебе, Тебе Единому я согрешил и лукавое пред очами Твоими я сделал»

да

Quote (Altjef)
«Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».

и только так.

Quote (Altjef)
В последующих словах - «безвестная и тайная явил ми ecи» - дается понять, что тяжесть греха возрастает при дарованном Богом видении глубины духовной жизни: кому больше дано, с того больше спросится.

и потому так тяжело падение.

Quote (Altjef)
В развитии покаяния Давид переходит от конкретного греха, послужившего поводом к покаянию, ко всем своим грехам. Ибо грех не случайность, а закономерность в целой цепи грехов, которая, в свою очередь, - закономерность, исходящая от греховной природы человека. К ней и необходимости её исправления и переходит теперь в покаянном своем движении Давид; ведь если искаженная грехом его природа останется прежней, она вновь и вновь будет рождать новые грехи.

Но это не дает права для оправдания.

Quote (Altjef)
Но Давид ищет полноты покаяния, предлагая в своем псалме образец такой полноты. Он делает мужественный шаг, на который решаются далеко не все, искренне стремящиеся к покаянию. Люди, даже религиозно ориентированные, большей частью не приходят к сознанию необходимости коренных изменений, но лишь в некоторой «подчистке». Измениться, стать совсем другим - страшно. Подлинное покаяние нуждается в мужестве. «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня». Это означает коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических самолюбивых и своевольных установок; это означает поворот и обращение любящего сердца к Богу и к людям; это означает новую душевную светлость, презирающую и ненавидящую грех.

Это и мой выбор, но еще надо работать и работать, чтобы показать Богу чистоту своего намерения. И это тяжелый духовный труд, сейчас я это осознала. Это намерение нужно доказывать каждый день, каждую минуту, каждое мгновение своей жизни, "бодрствовать и молиться" и ни в коем случае не "почивать на лаврах".



Сообщение отредактировал
 
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Вопросы и ответы для интересующихся » Необходимость покаяния... » ПОКАЯНИЕ НАЧАЛО ПУТИ («Очерки христианской этики»)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: