[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Altjef, Exoret_Exordas  
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Вопросы и ответы для интересующихся » Необходимость покаяния... » Покаяние (Что такое покаяние и его этапы для человека)
Покаяние
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:38 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные
Награды:  +





Покаяние

19 ноября 2005г.

Когда мы говорим о покаянии, то неизбежно всплывает и такое понятие, как чувство вины, за которым следуют обида, гнев, зависть, ревность и прочие эмоции и состояния. А ведь все наши чувства и эмоции связаны с отношениями – к себе, к другим людям, к миру.

Сознание человека имеет Божественную природу, но, чтобы ощутить это, он должен выйти из плена негативных эмоций, открыть жизни свое сердце и принять в него этот мир. И сделать это возможно только изменяя свои отношения, очищая их от негативной составляющей.

Отношения с людьми, выраженные в наших чувствах – это то, что остается с нами, когда все остальное уходит. Именно отпечаток этих отношений мы уносим с собой, покидая этот мир. И вся дальнейшая жизнь после смерти зависит от того, какие эмоции и чувства при жизни преобладают в нашем характере и в общении с другими людьми.

Все в этом мире едино. Но эго не позволяет нам поверить в это. Оно все время обособляется, отделяя нас от истины, вынуждая подавлять естественные порывы и чувства, делая закрытыми и защищенными. Эго основано на чувстве собственной важности, отстаивании своих интересов; для него очень важны мнения и оценки окружающих, оно склонно обижать и обижаться, обвинять и «справедливо» гневаться. И ему нет дела до нашей будущей жизни и духовного роста.

Тем не менее, когда что-то не удается, не складываются отношения, возникают конфликты, мы всегда ощущаем дискомфортное состояние – наши чувства и эмоции точно подсказывают, что мы нарушаем какие-то высшие законы, делаем что-то не так. И это «не так» тяжелым грузом ложится на сердце.

Любые отношения человека есть процесс энергетический – это обмен энергией. Закон предписывает нам уважать чужое жизненное пространство и не вторгаться в него. Взаимное уважение позволяет построить гармоничные отношения.

К сожалению, уважение не часто встречается в нашей жизни. Все начинается в родительской семье, когда родители в угоду каким-то принципам, традициям, своему видению начинают отделять, отчуждать ребенка от его «Истинного Я», через систему запретов и правил формируя удобную в социальном смысле личность. В это же время появляется чувство вины, обида и подавленный гнев, которые оказывают негативное влияние на весь дальнейший жизненный сценарий человека.

А дальше все уже зависит от самого человека, от его способности осознать необходимость работы со своими эмоциональными состояниями, которая позволит высвободить разрушающую энергию подавленных чувств и эмоций и направить ее на творческую реализацию.

Многовековой религиозный и просто человеческий опыт дают нам такую возможность через прощение или покаяние. Не случайно церковь называет этот процесс таинством, придавая ему глубинный смысл. Но наш закон гласит, что «мысль материальна», а значит, человеку не нужны посредники в его интимном общении с Богом и с самим собой. Самое главное здесь - готовность к прощению, настрой на того, с кем проводишь ритуал и искреннее стремление осознать и пережить все те чувства, которые могут возникнуть.

Покаяние помогает преодолеть разделенность между людьми даже в том случае, если кого-то из них уже нет в этой жизни. Особенно это касается наших родителей, ведь именно к ним у нас бывают самые большие претензии. Через прощение мы дарим им любовь и впускаем их в свое сердце.

Опыт проведения покаяния показывает, насколько мы на самом деле закрыты даже от самих себя в понимании своих чувств. Проводя ритуал прощения, можно обнаружить, что даже при самых благоприятных условиях детства, существуют глубинные подсознательные блоки подавленных негативных эмоций, которые разрушают отношения между людьми, не позволяя им открыться и впустить друг друга в свое сердце. Что уж говорить о тех случаях, когда в сознание прорываются годами затаенные обида, злоба, ревность, зависть, страх.

Люди очень боятся своих чувств, потому что это очень больно – видеть свою тень, своего внутреннего дьявола и понять, что все страдания происходят оттого, что в сердце нет любви. И человек постепенно становится бесчувственным. Он отчуждается от своих чувств, от своего тела, через которое они проявляются, и от себя самого.

Но, такова природа человека – ему присуще все, что есть в этом мире. Так было всегда, и надо научиться это принимать. И прощать, себя и других.

Возможно, раны наносимые нам и наносимые нами никогда не заживают – это наш опыт. Но они могут помочь нам стать мудрее, изменить ко многому отношение, заглянуть в свою глубину, не испугаться и приблизиться к своей Истинной сущности. И тогда не надо будет через многие жизни нести груз негативных эмоций, который калечит нашу психику и находит кармическое отражение в следующих воплощениях.

Мы такие, какие есть. И мы учимся принимать это. И мы также понимаем, что только через очищение нашего сознания, через принятие любви в свое сердце, мы можем измениться и сохранить будущую жизнь свою и этого мира.

Виктория Романова (Эрис)

Прикрепления: 4639786.jpg (35.5 Kb)



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:42 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные
Награды:  +





Что такое покаяние?

Свое повествование о покаянии как о средстве личного и народного возрождения я начну, а это единственно возможное начало, словами Самого Господа, которыми Он начал Свое благовествование: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Что означает слово покайтесь, лучше всего объясняет греческий оригинал. В греческом языке слово «покаяние» произносится как «metanoia», дословно — «перемена ума». Отсюда глагол «metanoeste» (покайтесь) значит «перемените ум». На библейском же новозаветном языке слово «ум» означает не просто одно из свойств человеческой души. «Ум» понимается как вся совокупность, центр, где фокусируются все энергии человеческого существа, точнее, под ним подразумевается весь человек. Таким образом, призыв к покаянию означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, перемену всего его существа. Следовательно, призыв к покаянию — призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей. Такая обновленная жизнь должна быть не чем-то внешним, но глубокой внутренней реальностью, в которой рождается новый человек. Покаяние дает человеку возможность увидеть мир таким, каким его создал и видит Сам Бог.

Преподобный Иоанн Лествичник называет покаяние «заветом с Богом, ведущим в новую жизнь». Мерой новой жизни, в которой человек становится новым человеком, служит не степень образованности, достигаемой человеком своими усилиями и не степень совершенства, опять же достигаемая ради самоутверждения. Мера этой новой жизни — безмерна и неизмерима, ибо она устремлена к Царству Небесному, которое приблизилось. Это значит мерой становится Сам Христос как даритель новой жизни и нового вечного человеческого облика силой Духа Святого.

Когда преподобный Иустин (Попович) называет покаяние «глубочайшим потрясением существа человеческого» или «преображением», то есть небесной, богочеловеческой, очистительной, преображающей силой и прощением грехов, он в этих словах фокусирует многовековой опыт Церкви Божией, множество раз засвидетельствованный словами и делами пророков, апостолов и святых.

Призыв к покаянию — это не что иное, как призыв к Таинству крещения как к Тайне погружения в новую богочеловеческую реальность жизни, через возрождение и очищение души и тела. Это реальное совлечение ветхого человека, живущего похотью, и облечение в нового, по образу Того, Кто сотворил человека. Он — призыв к сораспятию со Христом и к совоскресению с Ним. Покаяние предшествует Таинству крещения, служит его условием и одновременно им подтверждается и свидетельствуется, но оно не только предваряет, оно следует за ним, и потому с правом названо «возобновлением крещения» (преподобный Иоанн Лествичник). Покаянием очищается запятнанное одеяние крещения и обновляются полученные в крещение благодать и чистота. Преподобный Исаак Сирин называет его «благодатью после благодати», то есть благодатью, которая дается человеку после крещения как дар и возможность непрестанного обновления и совершенства ума, сердца, всего человеческого существа. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, покаяние, вводя в начало всех добродетелей, в блаженное смирение, плачем, кротостью, жаждой правды, милостью и милосердием помогает душе найти «царскую ризницу чистоты» и узреть в ней «Царя славы, соединяясь с Ним неизреченным образом».

Покаяние, как глубокая перемена ума, равнозначно вере в Господа Иисуса Христа и без нее немыслимо. Вера предполагает сознание собственного несовершенства и немощи; она указывает выход из самости и замыкания на себе и вводит в вечные просторы святого союза с Богом, с ближними, со всем творением Божьим. Сознание собственного несовершенства невозможно без покаяния, оно открывает человеку возможность познать самого себя, обрести сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит. Как не может быть веры без покаяния, так и покаяние невозможно без веры, вместе они рождают истинно здравомыслящего человека, освященного и просвещенного вечным Божественным светом.

Какая же сила заключена в покаянии, которое мы черпаем в Новом Завете и духовном опыте Церкви, что делает его таким всесильным, и чем путь покаяния отличается от других путей спасения, которые предлагались и предлагаются человеку? Покаяние — это печаль, но печаль ради Бога и оно приносит то, что ветхозаветный пророк называет радость спасения. Человек живет в заколдованном круге «неисцелимой печали». Истина о печали и страдания, действительно, одна из главных «благородных истин», как ее называет Будда, для каждого человеческого существа осознающего смертность и временность. «Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание, всякое не удовлетворенное желание — страдание». Не слышим ли мы подобное в стоне Иова: Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода. Как античная греческая философия и религия были наполнены «неисцелимой печалью», так и здесь речь идет о неизбывных во все времена печали и страхе, которые — и здесь права современная психология — заключены в самом сердце человеческого исторического бытия. Покаяние, как печаль ради Бога, и есть лекарство от этой убивающей душу «неисцелимой печали». В то время как мирская печаль несет смерть, покаянная печаль ради Бога приносит спасение, это печаль не о каком-то далеком и недоступном Боге, но о Боге, Который приблизился как Царство Небесное, как «мир и радость в Духе Святом», потому она справедливо названа «дочерью надежды» и «очищением совести». Она воскрешает не только человеческий ум, но всего человека: печаль становится радостью, страдание и смерть, самые, казалось бы, бессмысленные реальности человеческой жизни, обретают глубокий смысл и, осмысленные, преображаются в источник нового рождения и вечной жизни. Покаяние приближает к Богу, а Бог исполняет душу радостью, покоем и светом. Ощущая близость Бога, человек перестает чувствовать себя одиноким и потерянным, предоставленным самому себе.

В свете такого покаяния ко спасению и радости спасения, рожденных от печали ради Бога, страх и вина — два жутких чудовища, с которыми сталкиваются в человеческом подсознании современные психологи, — суть не что иное, как следствие отчужденности человека от теплых недр Отчих, то есть следствие грехопадения и отпадения от Бога. Эта отчужденность и порождает печаль, которая несет смерть еще до физической смерти человека. Прозорливому Симеону Новому Богослову отчужденные от Бога люди, порабощенные стихиями мира, привязанные к миру цепью ненасытной алчности и мирской печали, напоминают псов, не имеющих хозяина, скитающихся по задворкам в попытке оборвать эту цепь боли, голода и смерти, рвущихся к наслаждениям, а на самом деле, попадающих в объятия «всепожирающей смерти».

Откуда в человеке страх? От одиночества: страх — это скрытое сознание метафизического одиночества, осознанный или неосознанный знак одиночества. А чувство вины — это неосознанное, часто болезненное и уродливое, ощущение греха и греховности перед Кем-то или чем-то. И страх, и вина — это признаки болезни и не только на психологическом, эмоциональном уровне, но прежде всего на глубинном духовном. Человек, отчужденный от Духа Святого, потерял дыхание жизни, повредившись духовно, стал нетверд во всех путях своих. Следовательно, хотя современные психология и психиатрия способны проникнуть в психический и неврологический уровень человека и хотя бы отчасти излечить его, они не могут и никогда не смогут дать человеку истинное духовное здоровье и радость спасения, свойственную этому здоровью. Только подлинное покаяние как свободный личный подвиг, основанный на внутренней свободе и вере, а не какие-то механические, внешние, принудительные средства, подвиг, который захватывает и охватывает всю душу, всю личность и все области человеческой жизни, — только он способен направить душу на истинный путь здоровья и спасения. Только он может обновлять дух прав в человеке и созидать сердце чисто в содействии с Духом Святым животворящим. Только если с детской простотой и верой, в раскаянии, мы бросимся в объятия Отца, Он приблизится к нам и коснется наших сердец Своими пречистыми перстами и зажжет светильники наших душ и уже не позволит им угаснуть до скончания века и во веки веков.

Для Бога нет ничего дороже сердца сокрушенного и смиренного. Он Сам обитает в нем; перед таким сердцем бессильны все диавольские уловки, в нем умирают все тленные греховные страсти. А когда они исчезнут, в нем появляются и возрастают плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, доброта, благость, вера, смирение, смиренномудрие и воздержание. За ними следуют Божественное знание, мудрость Слова и бездна сокровенных мыслей и тайн Христовых. Согласно святому Макарию Египетскому, перемена личности христианина заключается, как думают многие, не во внешней форме или в какой-то его инаковости, по сравнению с другими людьми. Эта разница состоит в обновлении ума и спокойствии помыслов. Божия любовь и стремление к небесному — вот чем отличается христианин от всех других людей и благодаря этому становится новой тварью. Ради этого Сам Господь пришел в мир и вочеловечился.

Почему многие люди живут во грехе? Согласно святому Симеону Новому Богослову и другим святым отцам — благодатным психологам, люди живут в грехах потому, что они не познали радости чистоты; они считают, что человек не может стать чистым, свободным от страстей и что он не может вместить в себя Духа Святого. Тем же, кто с верой, в страхе и трепете исполняет заповеди Божии, кто истинно кается, благодать открывается видимым образом, в то время как неверным и порабощенным страстями она остается недоступной и невидимой (преподобный Симеон Новый Богослов).

Что такое покаяние? Оно — бунт против себя самого, против ложного себя, против самообмана. Оно и стыд человека перед теми, кто чище его. Самого по себе покаяния еще не достаточно для спасения, но и без него спасение невозможно. Подлинный смысл покаяния раскрывает святитель Григорий Палама: «Покаяние означает ненависть ко греху и любовь к добродетели, удаление от зла и делание добра». Впасть в грех — это человеческое, а сатанинское — остаться в нем. Кающийся человек освобождается от сатанинского упорства в грехе и благодаря этой свободе и благому расположению души достигает Бога (преподобный Симеон Новый Богослов). Ибо только когда человек приблизится к Богу и благодать Божия осветит его сердце и душу, открываясь ему как суд Божий, он становится способным видеть самого себя и свои дела такими, каковы они есть в действительности. И не только это. Дарованный человеку огонь Божий очищает его, становится его судьей, и, орошенный покаянными слезами, он становится цельным существом, очищенным и омытым, и постепенно принимает крещение Божественным огнем и Духом, становясь таким образом чистым и непорочным сыном света и дня, а не сыном смертного человека! (Преподобный Симеон Новый Богослов).

Продолжение следует...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:43 | Сообщение # 3
Группа: Удаленные
Награды:  +





Продолжение...

Преподобный Симеон Новый Богослов из собственного опыта говорит о покаянии и такие слова: человеколюбивый Бог, желая нашего спасения, мудро воздвиг между Собой и нами покаяние и исповедь и дал всякому, кто желает, способность подняться после падения и тем приобрести прежнюю близость, славу и дерзновение перед Богом и все обетованные блага, если только истинно и глубоко покается. Почему же тогда, — спрашивает боговидец, — некоторые, приняв крещение, не ощущают и не осознают близости и единения с Богом и Божественными благами, не ощущают того, что отныне они во Христа облеклись, не видят в свете Духа света Его Божества? Такие, — отвечает он, — если заглянут глубоко в свою совесть, найдут, что они преступили крещальные обеты, а иногда и закопали дарованный им талант освящения и усыновления, не приумножили его.

Из всего сказанного явствует, что возрождение и истинное воспитание каждой личности невозможно без покаяния, но необходимо, однако, подчеркнуть, что покаяние — не только личный подвиг. Оно — призыв к преображению каждой личности, но одновременно и призыв к перемене и постоянному совершенствованию и преображению человеческого общества вообще. Поэтому покаяние — это и соборный подвиг. О необходимости соборного покаяния свидетельствуют и Ветхий, и Новый Завет, и весь человеческий исторический опыт. Личность органически связана с обществом, а общество — с каждой отдельной личностью: и в добре, и в зле, и в падении, и в восстании. Так же как первородный грех передается от отца сыну, то же происходит и с добродетелью: добродетельный пример отцов вдохновляет сыновей, добродетель и покаяние отдельной личности благотворно действует на весь народ, и наоборот: всенародное покаяние воздействует на каждую личность. Так, например, Бог помиловал Соломона за покаяние Давида, а покаяние и проповедь пророка Ионы стали причиной всенародного покаяния ниневитян. Пророки зовут к покаянию весь избранный народ, а не отдельных его представителей, и своим пламенным примером пробуждают его от духовного сна, вялости, пробуждают в нем ревность к Богу и Его закону.

И Сам Господь Иисус Христос, основывая Свое Евангелие на покаянии, говорит не покайся, но — покайтесь, во множестве призывая весь народ и народы земные к «перемене ума» и к новой жизни, к подготовке встречи грядущего Царства Небесного. Такой была и проповедь апостолов, такой была и вся историческая практика и проповедь Церкви. Церковь, ее проповедь и ее жизнь, ее богослужение, все подлинные носители ее духа, — все это было продолжением призыва Спасителя: Покайтесь! Покаяние, как соборный и всеобщий путь спасения и призыв к спасению, независимо от исторических обстоятельств, остался прежним и неизменным. Поэтому Церковь была и остается мастерской спасения потому, что она является обществом кающихся, единением в покаянии. Ибо покаяние в Церкви, даже когда оно личное, всегда имеет экклезиальный характер. Покаянием приобретается не какая-то «своя» правда или оправдание, но через него каждый кающийся «примиряется и присоединяется к Святой Церкви Христовой во Христе Иисусе, Господе нашем». Грех омертвляет и отчуждает от Бога и от единения в Боге, покаяние, как очищение от греха и духовное перерождение, возвращает в святой союз в Боге, в Церковь как соборный богочеловеческий организм и живое Тело Богочеловека Христа.

Православная Церковь всегда измеряла не только отдельную человеческую личность, но и каждый народ мерой его покаянного духа, и личного, и соборного. Времена, прошедшие без покаяния, были временами духовной окаменелости и мертвенности, временами великих смут и отравляющей ненависти; временами без святых и святости, временами, не родившими плодов покаяния — зрелых и святых людей и святых общин. Присоединяя к себе, как к святому народу Божиему, земные народы, Церковь старалась пробудить в них осознание греха, и личного и общего, и воспитать их в покаянном духе.

Подобно другим православным народам, сербский народ, с тех пор как он был посажен, как древо масличное в духовном раю Соборной Церкви Божией, получил и хранил этот святой дар покаяния. Наивысшие проявления его мы видим в созидателях сербской нации и творцах ее истории: преподобном Симеоне Мироточивом, святом Савве и великомученике Косовском Лазаре.

Все они собственным примером учили, что путем спасения может быть только путь покаяния. Этот дух проникал в народ и рождал сознание того, что великие страдания постигают человека и народ за великие согрешения. Такое историческое самосознание ярко проявилось в народе после смерти царя Душана. Все страдания сербского народа в те времена народ объяснял самочинием царя по отношению к Матери-Церкви Царьградской и его неправедностью по отношению к другим народам. Поэтому с огромным облегчением сербы встретили отмену анафемы на Душана.

Этот новозаветный покаянный дух присутствует в сербском народе и ныне. Об этом свидетельствует, в частности, и то, что единственная в мире церковь «Покайница» воздвигнута в сердце Сербии, на месте убийства народного вождя Карагеоргия. Но, с другой стороны, то же убийство Карагеоргия руками брата и кума — зловещий знак нашей новой истории, в самом начале которой лежит братоубийство! И с той поры как будто какой-то новый дух стал вселяться в душу сербского народа! Этот новый дух неразрывно связан с тем, что в начале его новой истории и культуры стоят и так называемый «здравый», «непогрешимый» разум Досифея Обрадовича, и страшное братоубийство, совершенное над Карагеоргием. «Здравый ум» европейской просвещенности, возведенный Досифеем в принцип просвещения и культуры есть отрицание «перемены ума», покаяния как гносеологического и этического принципа. Человек понимается как самодостаточное, способное самостоятельно управлять своей судьбой существо, а мерой всего становится его собственный разум.

Но обожествление человека и его «здравого ума» постепенно ведет к обожествлению человеческого общества, то есть к обожествлению нации и ее интересов. А человеку и народу с надменным «здравым разумом» не в чем каяться. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в наши новые времена покаяние и исповедь стали исчезать: сначала потребность в них отпала у «здравомыслящей» интеллигенции, а затем под ее влиянием и у более широких слоев общества. В глазах очень многих воспитанных на таких принципах сербов покаяние и исповедь постепенно превратились в что-то унизительное и болезненное. Если где-то и пробуждалась жажда личного и народного покаяния, то это происходило прежде всего в простом народе, еще не отпавшем от своих исторических корней и духа Церкви. Одним из таких народных движений, возникшим в конце прошлого и первой половине XX века, было так называемое Богомольческое движение (основатель владыка Николай Велимирович). Оно и поныне существует и приносит духовные плоды.

Интересно, что к Богомольческому движению и ему подобным спонтанно возникающим движениям нашего времени пренебрежительно относились не только обмирщенные и отравленные атеизмом и европейско-досифеевской просвещенностью светские слои общества, но иногда и определенная часть священства. Дух самодовольства и поверхностного, рационалистического религиозного морализма успел глубоко проникнуть в народное сознание и даже туда, где этого меньше всего можно было ожидать — в церковные круги. Дух партийности и религиозный романтизм XIX и XX веков постепенно разрушали глубинную основу, веками создаваемую в душе народа, и его экклезиальное единство. Партийная психология и ее дух, особенно со времен Обреновича, отравляли души и церковных людей, внося в церковное сознание новое содержание, вернее сказать — лишая их соборного единства и богочеловеческой глубины. Братья, принадлежавшие одному народу, одной Церкви, словно забыли, что они — братья и единое живое соборное тело во Христе Иисусе, которое никогда не теряет своего вселенского значения и призвания.

Какие же последствия имело это забвение и потеря соборной памяти? Народ начал делиться на партии и создавать союзы (в чем участвовало и духовенство) по защите своих интересов и «сословных» прав. Насаждая светские культы, партия и ей подобные объединения вытесняли богослужение и основанное на нем живое литургическое единение. Богослужение, которое веками было сердцем духовной жизни народа, стало угасать, а приходы начали превращаться в «сервис» по «удовлетворению религиозных потребностей» населения. Литургия с ее покаянным воскрешающим духом, которая всегда была центром богочеловеческого единения, вытесняется и затемняется требами, «славами» и «водицами».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что сложилась ситуация, когда при существовании множества приходских храмов в них неделями нет богослужений, а знаком принадлежности Церкви служит не участие в святой Евхаристии и исповеди, а приглашение священника в дом для освящения дома или воды.

В таком духовно обнищавшем приходе, который перестал быть живым литургическим соборным единством, трудно пробудить дух покаяния, личного и соборного, а без покаяния не может быть и подлинного возрождения. Такой приход превращается в разновидность мирского объединения, без духовного и соборного стержня, он не сможет стать тем, к чему призван — закваской и светом миру. Он может существовать лишь как местная организация религиозного типа, как прибежище для психологического удовлетворения религиозного инстинкта или место для исполнения религиозных обычаев, иногда магическим образом, но при этом он перестает быть тем, чем должен быть — школой покаяния и жертвенной любви, в которой люди и человеческие «объединения по интересам» становятся Церковью, живым соборным организмом живого Бога; Купиной Неопалимой, от которой погруженному во мрак миру сияет свет богопознания; горой Фавор, на которой люди преображаются и просвещаются нетварным Божественным светом, становясь одним сердцем и одной душой, собранные Духом Божиим в единое Тело Богочеловека Иисуса Христа.

Может быть, мы сами до конца не понимаем того, какой глубокий духовный кризис охватил за последние 150 лет не только нашу сербскую культуру, но и наше церковное самосознание. Пересматривать свою душу каждый день, пересматривать себя перед Богом, в свете евангельской истины и предания Церкви, переосмысливать все, что происходило и происходит с твоим народом — вот главный императив и динамика призыва Христа к покаянию. Только так можно достичь того, что вечно и богочеловечно и в нас самих, и в истории народа, к которому мы принадлежим. Только так и личность, и общество могут обновляться и возрождаться во все времена, животворящим дыханием Духа Святого.

Не закрался ли в нас самих настолько распространившийся сейчас современный атеизм? Никогда не нужно забывать, что еще со времен Христа самый ядовитый атеизм зарождался и зарождается в алтарях и у алтарей, в окаменелых сердцах вечных книжников и фарисеев, от их ложной практики и ложного служения, то есть фактического безбожия. Но не один только Иуда продал Христа за те самые сребреники, не только священники тех времен были верны слову, которое убило и распяло и Его, и Его Дух животворящий, продав свое священство за миску чечевичной похлебки. Меня всегда мучил вопрос: почему именно в монастырях и вокруг монастырей люди так окаменели сердцами к вере, почему именно в узких церковных и священнических кругах вырастают носители безбожия и ненависти к Церкви? И еще более удивительно, что иногда этот атеизм раскрывается как бегство от ложных представлений о Боге и жизни в Боге, как глубинное стремление к истинному Богу и к Его сострадающей любви и доброте, как невысказанное воздыхание о Нем и Духе Его, униженных оскорбленных, жаждущих правды Божией и подлинных богоносцев. А ложные представления о Боге появляются там, где вера перестает быть деятельной, то есть там, где слово не становится делом, а дело теряет свой смысл, перестает быть богоподобным (святитель Григорий Палама); и то и другое происходит там, где нет подлинного, глубокого покаяния.

В одном недавнем разговоре о Второй мировой войне и наших братоубийственных войнах меня удивило своей простотой и справедливостью мнение одного поэта. На вопрос, откуда столько ненависти и кровожадности в нашем народе, которые так ярко проявились в последней войне, он неожиданно для всех присутствующих ответил: «Наш народ перестал исповедоваться и просить прощения!» И правда, прощать значит подражать Богу, а это самый верный путь, которым человек обретает Бога и брата, своим святым смирением разрушая преграды и крепости отчуждения и ненависти. Никогда человек не бывает так возвышен и прекрасен, чем тогда, когда он просит и ищет прощения у Бога и ближнего, обливаясь покаянными слезами. Не нужно забывать, что из всех живых существ способность к покаянию свойственна только человеку! Оно в нем, как в зенице вселенной, святой дар Неба, перстень на руке блудного сына, который возвращается из дальних скитаний к своему Небесному Отцу, возвращая в Его объятия и все творение.

По своей природе покаяние не является чем-то, что навязывается человеку извне. Это внутренний бальзам для его души, то, в чем она прозревает и находит свое подлинное радование. Без него ни для ума нет здравоумия, ни для сердца покоя. Поэтому совершенно права доктор Владета Еротич, когда говорит, что потребность в исповеди — самая глубинная и сокровенная потребность каждого человеческого существа. Она необходима и каждому человеку, и каждому народу. Ибо, по словам А. Солженицына, великого проповедника всенародного покаяния нашего времени, величие отдельной человеческой личности и целого народа зависит от высоты его внутреннего нравственного и духовного развития. А это духовное и нравственное развитие немыслимо и неосуществимо без духа покаяния и самоограничения.

Все это свидетельствует о том, что вопрос о покаянии и исповеди вопрос не формальной церковной дисциплины, а вопрос бытия или небытия человека и человечества и как таковой — непреходящая тема всех времен.

Митрополит Амфилохий (Радович)



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:49 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные
Награды:  +





ПОКАЯНИЕ- НАЧАЛО ПУТИ

Время от времени в человеческих обществах, даже вполне утративших религиозные основы жизни, а значит - находящихся в крайних стадиях саморазрушения, - всплывает странное, малопонятное и романтическое слово - покаяние. Оно появляется, когда в обществе заметно чувствуется и переживается упадок нравственного строя, когда общество, как принято говорить, «дичает». Это означает, что обществом в целом и немалым числом его членов движут наиболее низменные, животные, эгоистические инстинкты; все люди, предметы, идеи, переживания оцениваются и используются как средства для достижения своих личных целей или как препятствия к достижению этих целей. Наконец, становится действующим и почти формальный показатель падения нравственности - рост уголовной преступности. Когда становятся слишком очевидными разрушительные тенденции в обществе, наиболее ответственная и совестливая его часть начинает искать выход из почти безвыходной ситуации. И тогда в качестве одного из выходов всплывает нормальное для религиозного сознания слово «покаяние».
Впрочем, внедряемое в нерелигиозную структуру общества, оно не может надолго удержаться в общественном сознании и морали. Во-первых, потому что оно очень быстро замусоливается по различным газеткам и в таком виде становится никому не нужной побрякушкой; во-вторых, потому что, лишенное своего религиозного содержания, оно теряет и нравственный смысл. Покаяние, даже когда оно ориентировано социально, в жизни всегда раскрывается только личностно, что не вполне понятно для нерелигиозного сознания. Для нерелигиозного сознания существует почти исключительно информационный смысл покаяния, не требующий никакой нравственной работы: «Мы были не правы». При этом, как правило, из «мы» явно исключается «я», что автоматически превращает «мы» в «они», и покаяние требуется от каких-то «их». Ясно, что от такого покаяния даже гнилых плодов ожидать невозможно.

НЕИЗБЕЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПОКАЯНИЯ

Остро переживаемое покаяние (раскаяние) - явление довольно редкое, особенно в нерелигиозной среде - именно потому, что эта среда культивирует удовлетворение самооправданием или импульсивными порывами «улучшить» нравственно свою душу и жизнь хотя бы на каком-нибудь жизненном материале. Но порывов хватает ненадолго; жизнь течет своим чередом, и лишь временами гложет совесть. Некоторые люди в психологических порывах покаянного типа находят своеобразное удовлетворение, радостно переживая свою тонкость и совестливость; порою они даже отчасти стимулируют подобные опыты. Но, в сущности, такие опыты никакого отношения к подлинному покаянию не имеют; в них содержится утверждение индивидуальности на высоком психологическом уровне, а в этическом отношении они скорее имеют отрицательное значение, чем положительное. Это - игра в покаяние.
Впрочем, у таких людей, как и у всех вообще, порою действуют подлинные жизненные покаянные мотивы, но обычно они сознанием не оцениваются, а являются как смутные, хотя и верные переживания. Внимательный и точный наблюдатель нравственной жизни человека отметит, что нет в мире людей, полностью лишенных покаянных чувств. Причина этого очень проста. В каком бы самообольщении ни находился человек, знание собственного несовершенства для него - не тайна. Порою перед ним открывается его беспричинная злоба, или жадность, или зависть, или обжорство или что угодно еще. И видение подобных собственных проявлений может вызвать в нем хотя бы легкое чувство стыда. И тогда, значит, покаяние не вполне мертво в нем.
Правда, редко и мало кто рассматривает такие казусы в глубоком созерцании полной разрухи человеческого естества и в частности - собственной личности. Обычно на это обращается легкое личное внимание, как на частные случайности либо как на врожденные психологические свойства, хотя и не очень приятные, но, в общем, терпимые, тем более что с этим ничего не поделаешь. И чем слабее врожденное нравственное чувство, которое хотя бы в самых общих чертах показывает и дает возможность пережить добро и зло, тем менее это чувство развито воспитанием; напротив, чем больше общество делает, чтобы затушить это чувство, - тем меньше обращается личного внимания на эти «малозначительные» несовершенства и тем меньше горечи они вызывают, а с течением времени становятся удобными и «нормальными». Но покаяние никогда не умирает вполне. Оно просто убегает от света сознания, которое и само-то оказывается в таких случаях нечистым и вялотекущим, загоняется в темные иррациональные глубины, где порою мерцает неярким, но грозным свечением и может быть наблюдаемо лишь острым взором одаренного психолога. Разумеется, это не подлинное живое покаяние, обновляющее душу, но смутные ростки и острые надломы пустого и бессодержательного недовольства, заглушаемого наркотическими бегствами от действительности: разные увлеченности и пристрастия, телевизор, пьянство, игры (взрослые и детские), - все для прикрытия бесплодного, нерелигиозного покаяния, разрешающегося в иссушающее отчаяние.
Но даже и такое неопределенное и несознательное покаяние, так мало похожее на реальное и содержательное возрождение, не бесценно, что особенно понятно в свете христианского знания о человеке, его сотворении и падении. Даже и не имея богооткровенного знания, душа смутно ощущает свое идеальное бытие: и то, что оно некогда осуществлялось как реальное; и то, что человек некогда ниспал с высот этой реальности; и то, что эти идеальные задачи продолжают как-то стоять перед его личностью, но остаются невыполненными, а даже отчасти и невыполнимыми. От этого в душе зреют семена трагической нецельности и неисцельности. Человек чувствует и практически видит ошибочность многих своих решений, суждений, оценок, предпочтительностей, выборов и проч. Он видит, как часто оказывается в плену предвзятостей, обольщений, завывающих сладкими голосами сирен, сулящих ложные свободы, пустых и мелочных желаний, в плену ложных авторитетов и надутого общественного мнения, в плену у собственной плоти или дурацкой психологии, непрерывно вертящейся в порочном круге зудящих помыслов, окружающих центр души писклявым и серым комариным облаком.
Он видит, как напрасно тратятся усилия (которых надолго и не хватает), направленные на созидание личности, и как в потоке нравственного безволия легко разрушается его «я», раздробленное, нецельное, малоинтересное. Он видит, в каких странных интерпретациях выстраиваются человеческие отношения (включая и его взаимоотношения с другими людьми). Он видит социальную разодранность мира, в которой он принимает, по крайней мере, пассивное участие. Наконец, он видит свои многообразные предательства. И даже если все эти созерцания остро и болезненно взывают к необходимости изменений - реальность и точность изменений невозможны без постановки ненадуманных и необходимых задач.
Но и сами эти задачи не могут стать плодом «мудрого обдумывания» или тонкой личной интуиции, потому что если исходить только из этих источников, многочисленные ошибки вероятны, а пожалуй что - и гарантированы. Потому что верные этические задачи должны быть «ниспущены» свыше, а личностью лишь приняты - как приемником, настроенным на нужную волну, - и усвоены. Разумеется, вполне такой вариант развития личности может осуществляться лишь в религиозном сознании, потому что нравственное чувство не просто «подсказывает» (при этом - не всегда верно) правильные частные нравственные решения, но согласует их с принятыми религиозными знаниями, а в случае их нарушения - особенно остро реагирует, создавая покаянную ситуацию. Таким образом, для религиозно ориентированных слоев покаяние оказывается неизбежной и постоянной составляющей традиционного нравственного пути (преимущественно для христианства). Но и для людей, не ориентированных религиозно, по существу те же самые процессы протекают, только не так определенно и значимо. По психологическому механизму и общему нравственному устройству покаяние вызывается двумя взаимосвязанными мотивами: во-первых, осознанием собственного несовершенства, особенно - если оно выражается в демонстративно-разрушительных формах; и, во-вторых, желанием видеть себя в состоянии, более близком к идеалу, чем в наличной данности. Если первое или второе «не работает» в личности, покаяние либо представляется излишним, либо становится бездеятельно-мечтательным. В обычной, особенно во внерелигиозной общественной ситуации оба мотива «работают» слабо, ибо нравственное чувство ослаблено поверхностным знанием нравственного закона, а совесть спит.
Но даже и в крайних случаях нравственного расслабления, при всех искажениях нравственного сознания порою и в обществе в целом, и в любой человеческой личности начинают мерцать покаянные импульсы. Кратковременные, редкие и бесплодные, они имеют одно (по крайней мере - одно) значение - свидетельствовать и о необходимости, и о неизбежности, и о всеобщности покаяния как важнейшей составляющей нравственного бытия вообще.
В профанном нравственном опыте покаяние обычно довольно глубоко спрятано в тайниках человеческой души. Более того - порою оно и вовсе выполняет прямо противоположные по своему назначению нравственно-психологические функции - например, утверждает человека в ощущении особой значимости его тонкого духовного опыта, давая возможность увидеть не сравнимую с другими ценность своего совестливого мироощущения; - либо уводит в область психопатологии.
Но даже и такие искаженности для серьезного наблюдателя дают возможность осознать, что существует и подлинное покаяние с его жизненным содержанием и глубоким смыслом.

Продолжение следует...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:53 | Сообщение # 5
Группа: Удаленные
Награды:  +





Продолжение...

СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ПОКАЯНИЯ

Каков же истинный смысл и содержание покаяния? Обычно, когда это слово поминается даже и во внешней (по отношению к христианству) прессе, его общий смысл интуитивно улавливается более или менее одинаково, если имеется хоть какая-то решимость его принять. Чаще всего покаяние понимается как признание своей личной или общественной неправоты. Но даже это простое понимание встречает множество вопросов.
Во-первых, осознание неправоты может появиться лишь тогда, когда человек признает какие-то законы правды, которые он преступил. Если эти законы не осознаются им религиозно как данные объективно Божественной Личностью, он сам является для себя законодателем. Более или менее бессознательно он составляет для себя нравственные нормы, обычно признанные в том общественном слое, который для него авторитетен. Многие из этих норм имеют условный, преходящий и необъективный характер.
Покаяние не может открывать свой совершенный смысл, когда оно опирается на собственные нравственные законы. Подлинное покаяние опирается только на высший религиозный закон и видит свою неправоту в свете этого закона (как его нарушение).
Покаяние может стать не абстрактным призывом и не простым ощущением сердца, а живым и реальным действием лишь тогда, когда своя неправота указывается движением души, которое называется совестью. Но совесть у одних людей работает всегда тонко, остро и мучительно; у других - всегда спит; у третьих же (у большинства) иногда достаточно точно указывает на нарушение нравственного закона и наполняет сердце силь ным переживанием, но чаще - непонимающе молчит.
Покаяние - это состояние и переживание трудное и неудобное, оно держит душу в состоянии напряжения, порою непереносимого, из которого могут быть только три выхода. Первый состоит в своевольных попытках исправлять некоторые нравственные ошибки, но это требует огромных волевых и жизненных усилий. Второй -поиск самооправдания. Легче всего его осуществить, перенося вину с себя (своего общества, своего народа) на других или, что обычнее, - на обстановку, ситуацию, те обстоятельства жизни, в которых кажется возможным только такой тип поведения. В таком самооправдании совесть удовлетворенно замолкает - до очередного сильного нравственного потрясения.
Наконец, третий выход реализуется в покаянии подлинно религиозном. В таком покаянии совесть не может никогда засыпать, потому что ее свойство - знать объективный нравственный закон, и видеть свои отклонения от этого закона, и осознавать причину этих отклонений только в себе самом, и переживать эти нарушения как собственное предательство.
В нерелигиозном бытии нарушение нравственного закона в довольно редких случаях осознается и переживается как вина, потому что сознание и переживание вины всегда личностно, как вины перед кем-то. Чаще всего вина переживается лишь при нанесении обиды другому человеку, другой личности. Правда, известно, что обида гораздо острее переживается обиженным, чем обидчиком. Нередко, когда обиженный прямо говорит о своей обиде, обидчик оказывается неспособным увидеть свою вину.
Такого рода ситуации очень характерны, например, в семейных коллизиях, особенно в отношениях муж-жена (но не только; раньше в больших семьях очень частыми были коллизии обиды с участием тещи и зятя или свекрови с невесткой). Тогда обычно каждый из членов семьи ощущает себя обиженным, а своего родственника - обидчиком.
Но ситуации обиды составляют сравнительно небольшую часть нравственных преступлений. И если такой ситуации налицо нет, а нравственная нечистота переживается, то такое переживание, как правило, не сопровождается чувством вины. Например, два человека находятся в нравственном преступлении, которое на христианском языке называется блудом. Они не приносят никому обиды, и даже если совесть дает сигнал нарушения нравственной нормы, это нарушение в нерелигиозном мире не рассматривается как вина, потому что нет субъекта, перед которым можно было бы осознавать вину.
Но когда верующим сердцем переживается связь с Богом одновременно как с Создателем, Законодателем и любящим Отцом, чувство вины во всех случаях нарушения религиозного закона, вины перед Божественной личностью неизбежно. Поэтому содержание и смысл покаяния могут лишь в незначительной степени раскрываться в нерелигиозном сознании. По содержанию нерелигиозное покаяние не полно, потому что огромное пространство греха порока не переживается в плане вины (без чего покаяния не бывает). По смыслу оно слабо ориентировано, потому что совершается почти исключительно в области непродуктивных полумечтательных, полупротивных эмоций.
Наконец, нерелигиозное покаяние по своей сути бесплодно, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, даже если многими стараниями, последующими после нравственного преступления, как бы перекрывается ущерб, нанесенный грехом, сам по себе грех никак не может быть снят, да это и невозможно помимо силы Божией. Поэтому все грехи от отрочества до последних дней жизни неизбежно остаются «висеть» на душе нехристианина, и тяжесть их, даже если она не ощущается, увеличивается с каждым днем.
Да и так ли уж часто имеется действительное стремление уменьшить реальный груз греха? А когда есть стремление, хватает ли для этого сил и возможностей? Опыт показывает, что собственных нравственных усилий достает на очень немногое, чтобы изменить нравственную ситуацию своей жизни. На одних порывах нравственная жизнь не удерживается.
Таким образом, и по конкретным плодам результаты покаяния оказываются (когда они вообще есть) слишком ничтожными. В жизни христианской человек христианин знает, что при его покаянии Бог, во-первых, уничтожает тяжесть совершенного греха, а во-вторых, дает силы не повторять его впредь. Итак, только христианское сознание дает возможность увидеть и пережить подлинные смыслы и содержание покаяния. Имея основанием верно осуществляемого внутреннего и внешнего поведения Божественное откровение в Священном Писании и Предании, христиане руководствуются тем самым и набором критериев для оценки своих нравственных ошибок. Более того, эти ошибки не только распознаются, но и переживаются горько с чувством вины за свое предательство перед Богом, что в нерелигиозном покаянии невозможно. Наконец, главный смысл религиозного покаяния состоит не только в переживании стыда и вины, но и в освобождении от греха.

Продолжение следует...



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 02:54 | Сообщение # 6
Группа: Удаленные
Награды:  +





Продожение...

ПОЛНОТА И ЭТАПЫ ПОКАЯНИЯ

Безукоризненное психологическое переживание покаяния может совершаться не обязательно только в христианском, но уж непременно в религиозном сознании. Классическим образцом такого переживания, наполненным живым содержанием, является известный пятидесятый покаянный псалом царя Давида, принятый в ежедневном молитвенном чтении христианина.
Вот этот псалом:
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну (всегда). Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом (пучком травы) и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко, аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, Бог не уничижит. Ублажи, Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая; тогда возложат на алтарь Твой тельцы».
Здесь приведен этот псалом в обычном для церковного чтения славянском переводе, в частности - и для того, чтобы читатель, обладающий духовным вкусом, мог убедиться в высокой духовной и нравственной красоте славянского языка. Познаваемое умом содержание не меняется, конечно, в русском переводе, но глубина священного смысла уплощается.
Очень полезно, и небесплодно всмотреться в этот выдающийся религиозный образец психологической структуры покаяния.
Кающаяся личность обращается прежде всего к милости Божией: «Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». В этом вопле слышится признание, что ни по делам кающегося, ни по законам справедливости ему не может быть оправдания и пощады, а только суровый приговор, и ему не на что надеяться, кроме благосклонности Суда. Только помилование может спасти. (Поэтому самое обычное, самое частое молитвенное обращение в церкви: Господи помилуй.) Помилуй, то есть примени тот закон, который гораздо выше закона любой, даже самой высокой справедливости: закон великой милости Судии. Обратившийся и кающийся знает, что Тот, к Кому он обращается, имеет эту великую милость, это, говоря поэтически, множество щедрот, по которым Он не только может простить кающемуся его грех, но и совершенно очистить его от греха. «По множеству щедрот Твоих, изгладь (очисти) беззакония мои...»
Итак, слово «помилуй» включает в себя и знание о превышающей все нравственные нормы любви Бога, к Которому можно обращаться, и понимание безмерности своего нравственного падения. Здесь также берет начало амартология (учение о грехе). В псалме оно предлагается в лаконичном и одновременно эмоционально-поэтическом изложении, но внимательный взгляд наблюдает здесь поразительную полноту, так необходимую в подлинном покаянии.
Прежде всего, слова «очисти беззаконие мое» дают возможность увидеть грех и как нравственную нечистоту, и как нарушение нравственного закона (беззаконие). Принципиального различия между этими явлениями и понятиями нет. В первом значении (нечистота) обращается более внимание на эмоциональную оценку (личную или общественную), связанную с внутренним ощущением греха. Во втором значении важна, прежде всего, соотнесенность греха с объективным нравственным законом. Грех не просто неверное поведение - по собственным представлениям о том, что верно или неверно, или нарушение принятых в определенном обществе нравственных установлений, - но невыполнение данного Богом нравственного закона: беззаконие. Нравственное беззаконие (грех) вызывает покаянные переживания только тогда, когда оно оказывается и фактом личного нравственного сознания, и душевной горечи: мне трудно жить, я постоянно перед собой вижу грех свой - «ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда передо мною». Это видение чем постоянней, тем острее казнит и терзает душу.
Какую бы обиду или оскорбление ни нанес человек другим людям и как бы ни была тяжка его вина перед ними, - эта вина вторична по сравнению с виной перед Богом - виной в нарушении нравственного закона. Царь Давид, совершивший грехи убийства и прелюбодеяния, ясно понимает это: «Тебе, Тебе Единому я согрешил и лукавое пред очами Твоими я сделал». Вообще человек, остро переживающий нравственную ситуацию, всегда ощущает себя находящимся на непрестанном нравственном Божием суде. И так как закон свят, а человек пред лицом закона никогда не бывает чист, он видит всегда правоту выносимого ему обвинительного приговора: «Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем». Вообще нравственная тяжба с Богом возможна лишь в той - по сути странной, а по реальности обычной - ситуации, в которой человек априорно готов всегда видеть свою правду, что в конфликтной ситуации возможно лишь тогда, когда «другой - не прав». В случае с Богом - Бог «не прав» или по «излишней» строгости закона, или по «подведению под закон» внезаконных ситуаций. Именно в таких обстоятельствах человек слабого религиозного и покаянного сознания ропщет и негодует. Покаянное же чувство говорит: «Бог всегда прав. А я не буду настолько нелеп, чтобы вступать с Ним в распрю».
Горечь подлинного покаяния не уменьшается, а усиливается от сознания родовой неизбежности греха - «Вот я в беззакониях зачат есмь и во грехе родила меня мать моя». В этих словах нет, конечно, хамской попытки самооправдаться и обвинить в природной склонности ко греху своих родителей, что так свойственно грешникам и некающимся. Здесь - осознание природной склонности к греху и понимание значения грехопадения первых людей в контексте общей греховной истории, включающей грех каждого человека.
В последующих словах - «безвестная и тайная явил ми ecи» - дается понять, что тяжесть греха возрастает при дарованном Богом видении глубины духовной жизни: кому больше дано, с того больше спросится.
За этим следует учение о таинственном смысле покаяния. И вновь царь Давид обращается к своему излюбленному образу - «очищение», которое как особое действие Божественной благодати освобождает человека от греха: «Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега». Кропление иссопом и омовение - это образы, которыми открывается таинственно-ритуальная (со стороны Церкви) реальность. Бог непостижимым для неверующего человека действием совершает внутреннее изменение, преображение человека. Только при таком преображении возможно и изменение и эмоционально-сердечной окраски души.
«Дай мне услышать радость и веселие - и возрадуются кости, Тобой сокрушенные». В чувственном составе покаяния раскрываются два мотива: печаль, которая так слышна в начале псалма, и радость, которая начинает слышаться отселе. И это понятно, поскольку главным трагическим следствием греха было разлучение человека с Богом, а главным результатом покаяния ставится воссоединение с Богом того же человека, очищенного Божьею силою. Для этого бывший грех «пред лицом Бога» должен стать, как небывший. «Отврати лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои».
В развитии покаяния Давид переходит от конкретного греха, послужившего поводом к покаянию, ко всем своим грехам. Ибо грех не случайность, а закономерность в целой цепи грехов, которая, в свою очередь, - закономерность, исходящая от греховной природы человека. К ней и необходимости её исправления и переходит теперь в покаянном своем движении Давид; ведь если искаженная грехом его природа останется прежней, она вновь и вновь будет рождать новые грехи.
Но Давид ищет полноты покаяния, предлагая в своем псалме образец такой полноты. Он делает мужественный шаг, на который решаются далеко не все, искренне стремящиеся к покаянию. Люди, даже религиозно ориентированные, большей частью не приходят к сознанию необходимости коренных изменений, но лишь в некоторой «подчистке». Измениться, стать совсем другим - страшно. Подлинное покаяние нуждается в мужестве. «Сердце чистое сотвори во мне. Боже, и дух правый обнови внутри меня». Это означает коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических самолюбивых и своевольных установок; это означает поворот и обращение любящего сердца к Богу и к людям; это означает новую душевную светлость, презирающую и ненавидящую грех.

Протоиерей Владислав Свешников
«Очерки христианской этики»



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Вторник, 11.Августа.2009, 11:13 | Сообщение # 7
Группа: Удаленные
Награды:  +





Кто может исцелить человека?

Если ты не готов изменить свою жизнь - тебе невозможно помочь
Гиппократ

Человек - часть природы, он создан и существует по ее законам. Однако человек не только нарушает их - он подчас даже не знает ничего о существовании законов, которым нужно следовать, чтобы быть здоровым. Болезнь - это не что иное, как нарушение законов природы. А ведь в природе все соразмерно, все прекрасно и гармонично.

Болезнь – это нарушение гармонии. Исцелить человека может только он сам. Какой бы ни был целитель, снять болезни он может, но дать духовное исцеление ему не под силу. Только сам человек своим осознанием способен исцелиться.

Целитель может только направить энергию в определённое место, а исцеление достигается каждодневной работой, упорным трудом. И Вселенная помогает только тем, кто, не жалея личных сил и времени, постоянно трудится над усовершенствованием своих духовных качеств. А когда все физические и духовные силы отданы для достижения цели (любой, в том числе и получение здоровья), именно тогда Вселенная добавляет ту силу, которой человеку не достает. Отсюда следует, что только сам человек может себе помочь. Также как нельзя прожить жизнь за другого человека, также нельзя насильно заставить быть счастливым и здоровым. Каждый человек обладает правом выбора, и только он вправе решать, как ему поступать в той или иной ситуации.

Каждый человек решает свою судьбу: быть ему здоровым или больным. Именно в такой момент может помочь целитель Рейки или Космоэнергетики, так как это вид духовного исцеления, оказывающий воздействие на весь энерго - информационный комплекс, которым является человек. Принимая энергии космоса, человек незаметно даже для самого себя начинает думать и действовать в соответствии с Законами Вселенной. Мы и только мы являемся причиной того, что происходит с нами в этой жизни: если у нас хватило сил создать проблему или болезнь в своей жизни, следовательно, у нас есть силы решить эту проблему.

Мысль есть та сила, которая составляет суть этого мира. Необходимо быть очень аккуратным со своими мыслями. Мы можем изменить жизнь, изменяя мысли. "Точно так же, как мы мысленно создаём болезнь, наш разум может создать здоровье. Клетки нашего тела постоянно реагируют на настроение нашего ума. Как и люди, они лучше работают в атмосфере любви и счастья. Поэтому наполните вашу жизнь радостью, и вы будете счастливы и здоровы" (Луиза Хэй)

Мысль в “умелых руках” может быть созидательной, а в “неумелых”- разрушительной. Исправляя мышление, вы даете себе возможность вылечиться от болезней. Так работает наше сознание. И у вас всегда есть выбор: продолжать мыслить негативно и порождать тем самым соответствующие проблемы или, научившись думать позитивно, прожить оставшуюся часть жизни в гармонии.

Здоровье невозможно без хорошего отношения к себе. Когда мы не любим свой организм, его здоровье не поддерживается целительными силами природы. Невозможно заботится о том, что не любишь. Вредные привычки, переедание, нездоровый образ жизни, неспособность найти время, чтобы заняться физическими упражнениями – это плохое отношение к себе. Луиза Хей в своей книге "Учитесь любить своё тело" пишет: "Самое печальное, что клетки нашего тела не могут хорошо функционировать, если они окружены ненавистью... Клетки нашего тела реагируют на то, как вы относитесь к ним. Каждая мысль вызывает в вашем организме определённую химическую реакцию. Мы можем воздействовать на наши клетки либо исцеляюще, либо создать в них ядовитые реакции. Наше тело устроено чудесным образом. Если мы станем уважать и ценить каждую клеточку, наше здоровье намного улучшиться."

Начинать любое лечение надо всегда с пересмотра своей жизненной позиции, проанализировать свои мысли, эмоции и поступки, так как наше здоровье зависит от взаимоотношений с окружающими. Если вы с ними «в унисон», то с помощью энергетических каналов происходит как бы «подпитка» друг друга энергией. Хотите быть здоровыми – не обижайте друг друга и сами не обижайтесь на своих близких, решая все споры спокойно и доброжелательно. Основной причиной появления многих жизненных проблем является то, что человек испытывает негативные эмоции по отношению к окружающему миру, т. е. находится с ним в конфликте и избавиться от них можно только в том случае, если, работая над собой, можно восстановить в своей душе равновесие.

Правильный образ жизни, позитивные мышление, эмоции и поступки не только лучший защитник от болезней, но и верный способ их излечения.

Мы не можем вредить другим, чтобы в это же время не повредить и себе. Если такие эмоции, как гнев и ненависть, злоба и ревность, осуждение и пренебрежение, зависть и корысть предоставить их собственному течению, то они ослабят тело, и, выразившись болезнями, совершенно уничтожат его. Причина любого заболевания кроется в сознании, поэтому там же следует искать способы исцеления. Если разум не готов к переменам или противиться им - болезнь не отступит. В лучшем случае наступит временное облегчение.
Полностью исцелить себя человек может только сам! Надо хорошенько осмыслить свою жизнь, своё отношение ко всему окружающему. Даже если только найти причину, только осмыслить – это уже 50% успеха!

Исцеление приходит через осознание!



Сообщение отредактировал
 
lyolyaДата: Вторник, 11.Августа.2009, 21:31 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные
Награды:  +





Эта картинка, в какой то мере отражает то что я видела в Нефритовом Храме об Искуплении.
Quote (Altjef)
Все в этом мире едино. Но эго не позволяет нам поверить в это. Оно все время обособляется, отделяя нас от истины, вынуждая подавлять естественные порывы и чувства, делая закрытыми и защищенными.

У меня однажды такое чувство было спонтанно, было так необычно.
Quote (Altjef)
оно склонно обижать и обижаться, обвинять и «справедливо» гневаться. И ему нет дела до нашей будущей жизни и духовного роста.

Трудно от этого избавиться, особенно от справедливого гнева. И главное, что осознаешь, что гнев - это не то что необходимо мне, а другого поведения еще не наработано, поэтому порой в подобной ситуации просто не знаешь как себя вести.



Сообщение отредактировал
 
Exoret_ExordasДата: Среда, 12.Августа.2009, 21:50 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные
Награды:  +





Quote (lyolya)
У меня однажды такое чувство было спонтанно, было так необычно.

Дух Святой посещает по достоинству, а откровения приходят по воле Божьей...
Quote (lyolya)
поэтому порой в подобной ситуации просто не знаешь как себя вести.

Хотя бы в начале не сбрасывать его на других... happy



Сообщение отредактировал
 
Истинная мудрость и энерготерапия Духа - Форум... » Вопросы и ответы для интересующихся » Необходимость покаяния... » Покаяние (Что такое покаяние и его этапы для человека)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: