Умиротворение
• Духовное
Тот, кто постиг Господа - достигает умиротворения.
• В благости
Умиротворение это наслаждение миром в самом себе.
• В страсти
Человек становится умиротворённым, испытывая временное материальное счастье.
• В невежестве
Испытывает умиротворение под действием сна, одурманивающих веществ, плотского удовольствия, в ущерб самосовершенствованию. Воистину умиротворен тот, кто отказался от славы, богатства и женщин, а не тот, кто делает умиротворённый вид с целью получения почестей, денег от своих последователей и ласковых улыбок противоположного пола.
Отсутствие критицизма
• Духовное
Видеть во всех духовную природу и одинаково с любовью относится ко всем живым существам.
• В благости
Смотреть на всех людей глазами священных писаний и пытаться помочь всем выбрать правильный путь. Никогда не осуждать человека без его присутствия, не заниматься сплетнями. Все замечания делать только с добротой в сердце и со смирением, только в тех случаях, когда это замечание уместно.
• В страсти
Прослыть вселюбящим человеком, с целью сделать себе репутацию и хорошую карьеру. Критиковать всех кроме своих друзей.
• В невежестве
Закрывать глаза на беззаконие с целью избежать неприятностей.
Тот, кто видит душу в каждом и всех считает своими братьями, достигает способности не критиковать.
Срстрадание
• Духовное
Преданный Бога проявляет сострадание к тем убогим душам, которые лишены духовного знания, и просвещает их, чтобы помочь обрести духовное знание.
• В благости
По мнению прославленных своим великодушием святых, тот, кто испытывает боль при виде чужих страданий и радуется чужому счастью - тот обладает состраданием и исповедует вечные заветы религии.
• В страсти
Проявлять жалость только к близким людям и не замечать страданий всех остальных.
• В невежестве
Привязывать человека к порочной деятельности, из-за невежества, думая, что ему это поможет.
По настоящему сострадателен тот, кто открывает людям знание, которое делает их счастливыми, а не тот, кто с сочувствием кивает головой.
Свобода от алчности
• Духовная
Быть жадным до духовного знания и не иметь интереса ни к чему другому.
• В благости
Не иметь личного интереса к чужой собственности, чужим женам и чужой славе.
• В страсти
Делать бескорыстный вид, думая при этом только о личной выгоде, приобретениях и славе.
• В невежестве
Бесхозяйственность по отношению к чужой собственности, влекущая за собой воровство, грабеж и попустительство.
Можно раздавать множество богатств и оставаться при этом жадным. Но тот, кто отдаёт людям своё самое сокровенное знание и делает это не с целью почёта, наживы и хорошей судьбы, а просто из душевного порыва, он действительно победил в себе корысть.
Доброта
• Духовная
Человек одинаково добр: к святому, простому человеку, падшему человеку, животному, растению.
• В благости
Бескорыстное желание творить добрые дела, не желание творить зло.
• В страсти
Быть более добрым к своим родственникам и близким, чем ко всем остальным, сентиментальная доброта.
• В невежестве
Быть добрым только в результате сильного испуга или потрясения и быстро менять свои добрые чувства на прямо противоположные в силу обстоятельств.
По настоящему добр тот, кто умеет сказать человеку ровно столько истинного знания, сколько тот может понять, а не тот, кто прослыл добрым видом.
Смиренность
• Духовная
Стать смиренным слугой Бога и Его преданных.
• В благости
Воспитывать в себе смиренность в соответствии с предписаниями священных писаний. Это также значит не требовать к себе незаслуженных почестей и не причинять вреда другим живым существам.
• В страсти
Смиренность подчинённого карьериста.
• В невежестве
Делать вид смиренного человека, гордясь своим положением.
По настоящему смирен тот, кто остаётся смиренным, будучи знаменит и обладая всей властью, а не тот, кто пытается быть смиренным, чтобы добиться всего этого.
Решимость
• Духовная
Решимость, которая приводит к чистому преданному служению Богу.
• В благости
Решимость, которая ведет к отречению, знанию, изучению священных писаний.
• В страсти
Чрезмерная решимость в достижении материальных благ.
• В невежестве
Решимость наслаждать свои чувства.
Настоящая решимость проявляется в человеке, когда он отказывается от излишней половой жизни с целью
самосовершенствования, но не в способности решительно покорять противоположный пол.
Целеустремленность
• Духовная
Способность устремить все своё существование к Богу.
• В благости
Это способность преодолевать неустойчивость на пути к духовному прогрессу, а также нежелание ставить перед собой какие-то другие основные цели в жизни, а также целеустремленность в изучении священных писаний.
• В страсти
Целеустремленность в материальных достижениях.
• В невежестве
Целеустремленность к тому, что приводит к деградации (наркотики, проституция, насилие).
Настоящая целеустремлённость - это устремлённость к той цели, которая приводит в духовный мир, где нет смерти, старости и болезней, а не устремлённость стать самым лучшим, в чём-либо.
Прощение
• Духовное
Он прощает всех, кроме оскорбителей Господа и Его преданных.
• В благости
Взращивает в себе всепрощение в соответствии со священными писаниями.
• В страсти
Обещает простить, если от этого будет какая-то выгода.
• В невежестве
Прощать не из-за культивирования всепрощения, а из-за слабости сердца.
Человек широкой души, даже порицая, не обвиняет, а хочет помочь. Малодушный человек, даже сказав сто раз, что простил, всё равно держит зло.
Стойкость
• Духовная
Твердая вера в Бога и непоколебимая преданность Ему.
• В благости
Непоколебимая решимость, неотступно поддерживаемая практикой йоги, которая таким образом контролирует деятельность ума, жизни и чувств, есть стойкость в добродетели.
• В страсти
Та стойкость, с которой человек устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения, имеет природу страсти.
• В невежестве
Стойкость, которая не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения, такая глупая стойкость принадлежит к невежеству.
Стать чемпионом олимпиады, но не победить в себе гордость - это не показатель стойкости. По настоящему стоек тот, кто победил свой эгоизм.
Внешняя чистота
• Духовная
Духовная чистота делает человека чистым. Даже если он не соблюдает все правила чистоты, его тело всегда источает аромат.
• В благости
Ежедневная уборка помещения и постоянное содержание тела в чистоте.
• В страсти
Демонстративно создавать чистый и привлекательный вид тела и квартиры, используя различные ароматизаторы.
• В невежестве
Надевать чистую одежду на грязное, немытое тело.
Чист снаружи тот, кто способен чисто убирать своё жильё и совершать полное омовение каждый день, а не тот, кто носит чистую одежду на грязном теле и держит гувернантку.
Отсутствие зависти
• Духовное
Имея в жизни высшую цель - возвращение к Богу - человек никогда никому не завидуют и, при достижении совершенства, не кичится тем, что стал достойным вернуться в духовный мир.
• В благости
Культивировать в себе отсутствие зависти на основе священных писаний.
• В страсти
Не завидовать близким и друзьям и при этом завидовать всем остальным.
• В невежестве
Не завидовать в результате отсутствия понимания преимуществ чего-либо (из-за глупости)
Не завистливость делает человека настоящим другом всех живых существ, а не высокое положение, при котором все поневоле хотят подружиться.
Скромность
• Духовная
Стать скромным слугой Бога и преданных Ему слуг.
• В благости
Скромность означает, что человек не должен стремиться к тому, чтобы другие его почитали.
• В страсти
Женская скромность при виде мужчины.
• В невежестве
Делать скромный вид.
Женщина скромничает, чтобы понравиться, но настоящая скромность проявится у того, кто достиг всего, чего можно достичь, и избежал ненужных почестей.
Таким образом, очень важно развивать в себе хорошие качества характера. Это гораздо сложнее сделать, чем, например, овладеть какой-то интересной информацией и прослыть учёным. По настоящему учён тот, кто способен победить в себе плохие черты характера.
Понимание что такое характер очень важно в преодолении болезней и болезненных состояний. Оказывается тонкий по природе ум контролирует не только психику человека, но и каждый орган, каждую клетку нашего организма. В результате каждый орган имеет свой характер. Характер всех органов, складываясь, формирует характер тонкого тела ума. Ум, контролируя все органы и системы организма, делает это с помощью своего характера.
Например, мы говорим: "на сердце радость у меня" или "на сердце тоска". Когда мы говорим, что на сердце радость, мы подразумеваем, что сердцу легко, а когда говорим, что на сердце тоска, подразумеваем, что сердцу тяжело. Это
означает, что тонкое тело ума с помощью эмоций регулирует сердечную деятельность. И именно это является основным механизмом регуляции сердца.
Однако наша наука считает, что только нервная система ответственна за регуляцию деятельности всех органов и систем. Что же в таком случае регулирует нервную систему? Почему при депрессии снижается давление и падает тонус всех органов, а при гневе происходит все наоборот? Гнев же это не свойство нервной системы, а свойство ума. На самом деле следует понять, что мы живем не в нервной системе, а в уме. И от характера нашего ума зависит то, как мы действуем. От наших поступков зависит, будем мы болеть или нет, а не от того напичкали нервную систему лекарствами или нет. Аюрведа говорит - мы страдаем только оттого, что не имеем знания, как жить правильно.
Если бы это все зависело от чего-то другого, то тогда какую логику можно во всем этом найти? В этом случае нам бы всегда казалось, что если я болею, то это какая-то несправедливость. Многие так и считают. Однако Веды говорят, что всю несправедливость для себя создаем мы сами с помощью плохих мыслей и поступков. Затем по закону справедливости (закону кармы) за все, что мы сделали, придется расплачиваться с помощью плохих событий и болезней в нашей будущей жизни.
Характер любого движения (движений рук, ног) это проявление характера ума. Ум действует не только во вне, проявляя свой характер, но он также действует и внутри тела человека. Он регулирует деятельность наших органов и систем.
Итак, тонкое тело ума воздействует с помощью своего характера на все органы и системы. Каждый орган контактирует с определёнными качествами характера, и в зависимости от нашего поведения, в зависимости от того, какие мы черты характера проявляем, те или иные органы получают увеличенное развитие или усиленную нагрузку, или наоборот атрофируются. Допустим, один человек общаясь, увеличивает нагрузку на печень, другой на желудок, третий на сердце и т.д. Человек может стать здоровее, если он правильно ведёт себя в обществе, или может стать больным, если он делает это неправильно.